Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.2008 по делу N А12-11405/07 Поскольку доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено, отказ в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ правомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2008 г. по делу N А12-11405/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Волгограда

на решение от 30.08.2007 и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-11405/07

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Волгограда, к Обществу с ограниченной ответственностью “Династия“, г. Волгоград, о привлечении к административной ответственности

установил:

ИФНС России по Центральному району г. Волгограда (инспекция) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении ООО “Династия“ (общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16.

Решением Арбитражного
суда Волгоградской области от 30.08.2007 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2007 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить со ссылкой на нарушение норм материального права.

В отзыве общество просило кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Правильность применения обеими судебными инстанциями при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных судебных актов, исходя из следующего.

Из материалов дела видно, что налоговым органом составлено два протокола об административных правонарушениях от 9 июля 2007 года по ч. 2 ст. 14.16, по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В протоколах указано, что Общество отказалось предоставить должностным лицам налогового органа документы на реализуемую алкогольную продукцию, чем воспрепятствовало осуществлению должностными лицами своих служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 данного Кодекса.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются
их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа названных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В силу пункта 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Таким образом, протокол должен составляться с участием законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, и может быть составлен без участия представителя только при наличии у административного органа сведений о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать
запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суду необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 названного Кодекса).

Как видно из материалов дела, Протоколы от 09 июля 2007 года составлены без участия законного представителя Общества.

В материалах дела содержится письмо N 19-21/1/15767 от 09 июля 2007 года, адресованное ООО “Династия“, в котором указано, что для выяснения обстоятельств дела, либо данных о юридическом лице и должностном лице, а также для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, в части воспрепятствования осуществлению должностным лицом служебных обязанностей, необходимо явиться 19.07.07 г. в 9.30. Письмо направлено в адрес ООО “Династия“ заказным отправлением с уведомлением, получено менеджером Ефремовой.

Доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ административным органом не представлено.

Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что Общество не было уведомлено о составлении протокола по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и, соответственно, было лишено возможности
дать объяснения, представить доказательства по существу вменяемого ему в вину правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 287 (подпункт 1 пункта 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 30.08.2007 и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-11405/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.