Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.2008 N Ф04-4248/2008(7922-А45-39) по делу N А45-14820/2006-34/379 Отсутствие в договоре добровольного медицинского страхования работников страхователя размера страховой суммы на каждого застрахованного, а также невыдача страховых полисов с указанием размера страховой суммы, приходящейся на каждого работника страхователя, является достаточным основанием для признания судом договора незаключенным в силу несогласованности между сторонами существенного условия о страховой сумме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2008 г. N Ф04-4248/2008(7922-А45-39)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества Энергетики и электрификации “Новосибирскэнерго“ (далее - ОАО “Новосибирскэнерго“) на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу N А45-14820/2006-34/379 по иску Общества с ограниченной ответственностью “Национальная страховая группа -“Росэнерго“ (далее - ООО “Росэнерго“) к ОАО “Новосибирскэнерго“ о взыскании 8 667 120 рублей,

установил:

ООО “Росэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ОАО “Новосибирскэнерго“ о взыскании суммы задолженности по уплате страховых взносов по договору страхования в размере 7 035 000 рублей и процентов за
пользование чужими денежными средствами в сумме 1 632 120 рублей.

Исковые требования мотивированы необоснованным уклонением ответчика от исполнения договорных обязательств по уплате страховых взносов.

Решением от 26.12.2007 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение суда мотивировано тем, что подписанный сторонами 01.01.2004 договор добровольного медицинского страхования является незаключенным в силу несогласованности между сторонами существенного условия о страховой сумме.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение бо удовлетворении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод о заключенности договора и наличии у ответчика обязательства по уплате страховых взносов.

В кассационной жалобе ОАО “Новосибирскэнерго“ просит отменить постановление суда апелляционной инстанции как необоснованное и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель считает неправильным вывод суда апелляционной инстанции, что договор является заключенным. Отсутствие в договоре размера страховой суммы на каждого застрахованного, а также невыдача страховых полисов с указанием размера страховой суммы, приходящейся на каждого работника ответчика, привело к отсутствию в требуемой законом форме соглашению по существенному условию договора страхования.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.

Представители истца с жалобой не согласны по мотивам, изложенным в отзыве.

Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Как следует из материалов дела, 01.01.2004 между ОАО “НСГ-Росэнерго“ (страховщик) и ОАО “Новосибирскэнерго“ (страхователь) подписан договор добровольного медицинского страхования N МС-54Н/03-000095 в отношении сотрудников ответчика, по условиям которого страховщик принял на себя обязательства при наступлении страхового
случая организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества, а страхователь обязался своевременно и в полном объеме оплачивать обусловленную договором страховую премию.

Срок действия договора установлен до 31 декабря 2004 года.

В пункте 1.1 стороны установили, что в своих отношениях они руководствуются, в частности, Правилами добровольного медицинского страхования (п. 1.1), определили размер страховой суммы - 28 705 000 рублей, а также порядок и ежемесячные сроки внесения страховых платежей. Между сторонами возникли правоотношения по медицинскому страхованию.

В связи с отсутствием оплаты страховой премии за июль, август и сентябрь 2004 г. (по графику седьмой, восьмой и девятый платежи) истец обратился в суд за ее взысканием.

Статьей 943 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия, содержащиеся в правилах страхования, и не включенные в текст договора, обязательны как для страхователя (выгодоприобретателя), так и, прежде всего, для самого страховщика.

Пунктом 4.1 Правил добровольного медицинского страхования ООО “НСГ-Росэнерго“ (далее - Правила ДМС) установлено, что страховой суммой является предельный размер страхового обеспечения, определяемый страховщиком и страхователем, с учетом возраста и состояния здоровья застрахованного лица, перечня и стоимости медицинских услуг и др..

Из содержания данного условия следует, что страховой суммой является сумма, определенная сторонами договора на конкретное застрахованное лицо.

Учитывая, что возраст и состояние здоровья всех застрахованных сотрудников ответчика не одинаковы, то и страховые суммы должны быть различными.

А из пункта 5.2 вышеназванных Правил, определяющей понятие страховой премии, следует, что это плата за страхование, которая складывается из размеров страховых сумм, результатов медицинского осмотра, пола, возраста застрахованных, стоимости медицинских услуг и других обстоятельств.

Исходя из смысла данного пункта, страховые суммы на застрахованных лиц входят
в состав страховой премии.

Из анализа условий рассматриваемого договора страхования от 01.01.2004 (раздел 2) следует, что размер страховой суммы на каждое застрахованное лицо не согласован, а страховая премия указана в нарушение положений Правил ДМС, без учета страховых сумм на застрахованных лиц.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о незаключенности договора ввиду несогласованности сторонами существенного условия о страховой сумме.

Размер страховой суммы в силу статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации является существенным условием договора страхования.

Доводы истца о том, что положения данной нормы противоречат статье 4 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ являются несостоятельными.

В указанной статье в числе общих условий, которые должен содержать договор медицинского страхования, указаны - размер, сроки и порядок внесения страховых взносов.

Поскольку страховая сумма входит в состав страховых взносов (п. 5.2 Правил ДМС), следовательно, ее согласование данная статья не исключает, и статье 924 Гражданского кодекса Российской Федерации ее положения не противоречат.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 2 ГК РФ, а не пункт 1 части 2 ГК РФ.

Согласно п. 1 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует договорные обязательства участников гражданского оборота. Из положений гражданского законодательства следует, что существенные условия различных видов договоров определяются гражданским кодексом.

Суд первой инстанции правильно установил, и это не оспаривается истцом, что в нарушение пункта 6.6.5 Правил ДМС ни страхователю, ни застрахованным лицам, не выданы именные страховые полиса. В соответствии с данным пунктом Правил в именном страховом полисе застрахованного лица необходимо указание его страховой суммы, что подтверждает обязательность согласования этого условия.

В силу статьи 432
Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что страховая сумма не является существенным условием договора, а договор - заключен, сделан при неправильном применении норм материального права.

Не соответствует обстоятельствам дела и вывод суда апелляционной инстанции о наличии у ответчика перед истцом задолженности по оплате оказанных услуг.

Размер уплаченной ответчиком страховой премии за спорный период составил 9 959 000 рублей, а реальные расходы истца подтверждены имеющимися в деле доказательствами на сумму 1 600 000 рублей, доказательств наличия задолженности не представлено.

Учитывая, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны при неправильном применении норм материального права, постановление суда апелляционной инстанции в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а законное и обоснованное решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

При разрешении настоящего спора судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы существенные обстоятельства дела, надлежаще оценены, нормы материального права, регулирующие отношения сторон, применены правильно.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу А45-14820/2006-34/379 отменить. Оставить в силе решение первой инстанции арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2007.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.