Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.07.2008 N Ф04-4106/2008(7652-А03-12) по делу N А03-11808/2007-10 Заявление о признании незаконными действий по возврату исполнительного документа взыскателю удовлетворено правомерно, поскольку уполномоченный орган не исполнил обязанность по исполнению судебного акта, утвердившего мировое соглашение об оплате муниципальным учреждением денежных средств взыскателю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2008 г. N Ф04-4106/2008(7652-А03-12)

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев 10.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 17.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.03.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11808/2007-10,

установил:

государственное унитарное предприятие Алтайского края “Алтайагропрод“ (далее - ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о признании незаконными действий исполняющей обязанности руководителя отделения по
Крутихинскому району Коряковцевой Н.М. по возврату исполнительного документа.

Заявление мотивировано нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По заявлению ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“ Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю заменено отделением по Крутихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Крутихинского района Алтайского края.

Решением от 17.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 31.03.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“ удовлетворено в полном объеме.

Обжалуя принятые судебные акты, Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю просит в кассационной жалобе их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам.

В отзыве на кассационную жалобу ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“, ссылаясь на несостоятельность ее доводов, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“, администрация Крутихинского района Алтайского края о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и отделения по Крутихинскому району поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить оспариваемые судебные акты, в удовлетворении требований ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“ отказать.

Выслушав пояснения представителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и отделения по Крутихинскому району, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность
обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Алтайского края от 15.05.2007 по делу N А03-2571/07-37 утверждено мировое соглашение о погашении администрацией Крутихинского района Алтайского края задолженности перед ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“ в размере 759857 руб. 40 коп. согласно графику.

Во исполнение названного судебного акта взыскателю выдан исполнительный лист N 107184 от 16.10.2007, который ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“ направило в отделение по Крутихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю для исполнения.

Однако письмом от 31.10.2007 N 11-01/213 за подписью исполняющей обязанности руководителя отделения по Крутихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Коряковцевой Н.М. исполнительный лист был возвращен взыскателю по тому основанию, что он содержит указание на совершение действий обязывающего характера, вследствие чего предъявлен ненадлежащему органу.

Полагая, что исполнительный лист возвращен незаконно, ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В части 2 статьи 142 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII настоящего Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“ порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 5 названного Федерального закона в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться не только службой судебных приставов, но и другими органами, организациями, должностными лицами, гражданами.

Из норм пункта 3
статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального бюджетного учреждения.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам (статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Под данный перечень не подпадает возврат исполнительного листа только по той причине, что он выдан для исполнения судебного акта, которым утверждено мировое соглашение об оплате муниципальным учреждением взыскателю денежных средств.

Применив положения названных статей, суды пришли к обоснованному выводу, что отделение по Крутихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Кроме того, у отделения по Крутихинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю отсутствовали основания для возврата исполнительного листа.

Поэтому суды правомерно удовлетворили требование ГУП Алтайского края “Алтайагропрод“.

В связи с изложенным представляются несостоятельными доводы заявителя
жалобы, так как они направлены на переоценку обстоятельств, правильно оцененных судами, и не отвечают нормам действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся законными и обоснованными, не имеется.

Ввиду ошибочной уплаты Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю государственной пошлины по кассационной жалобе она подлежит возвращению заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.03.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11808/2007-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Выдать Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (ОФК 22 отделение по Крутихинскому району УФК по Алтайскому краю) справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 руб., уплаченной за кассационную жалобу по платежному поручению от 30.05.2008 N 310.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.