Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2008 N Ф04-3799/2008(7024-А75-29) по делу N А75-300/2008 Дело о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочного комплекса направлено на новое рассмотрение, при котором суду необходимо выяснить, являются ли названные договоры правоустанавливающими документами первоначального предоставления земель лесного фонда или их обременением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2008 г. N Ф04-3799/2008(7024-А75-29)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заявителя предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.02.2008 по делу N А75-300/2008, возбужденному на основании заявления предпринимателя Ф.И.О. к Ханты-Мансийскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Дорожного департамента Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

установил:

предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лиц,
Киселев Валерий Анатольевич (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконными решений Ханты-Мансийского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее по тексту - Управление, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации договоров аренды N N 116/07-18, 117/07-18, 119/07-18 от 20.09.2007, изложенных в сообщениях N 13/006/2007-436/5303 от 30.11.2007, N 13/006/2007-432/5265 от 29.11.2007, N 13/006/2007-434/5380 от 05.12.2007. Помимо вышеизложенного требования предприниматель просит на регистрирующий орган возложить обязанность произвести регистрацию договоров аренды лесных участков в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры N N 116/07-18, 117/07-18, 119/07-18 от 20.09.2007.

В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на закрепленные в ст.ст. 21, 25, 45 Лесного кодекса Российской Федерации нормы, из буквального толкования которых не усматривается запрет использования земельных участков лесного фонда для строительства автозаправочных комплексов, необходимых для эксплуатации дорог.

Также предприниматель ссылается на превышение должностными лицами регистрирующего органа полномочий, закрепленных в п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, выразившихся в немотивированности отказа.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.02.2008 предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований, вследствие непредставления последним доказательств нарушения принадлежащих ему прав и законных интересов.

В апелляционной инстанции арбитражного суда законность и обоснованность принятого Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа по делу решения не проверялась.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятое 14.02.2008 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа по делу решение и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных им
требований в полном объеме.

По мнению предпринимателя сделанные арбитражным судом выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Участвующее в деле в качестве заинтересованного лица Управление в представленном отзыве на кассационную жалобу предпринимателя просит ее оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа при принятии решения норм материального и процессуального права.

Участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в представленном отзыве поддерживает доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе.

Участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отзыв на кассационную жалобу предпринимателя не представил.

Предпринимателем и его представителем в судебном заседании поддержаны доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представителем регистрирующего органа в судебном заседании поддержаны возражения на доводы предпринимателя, изложенные в отзыве.

Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, и возражения регистрирующего органа на них, изложенные в отзыве, ознакомившись с позицией третьего лица Департамента лесного хозяйства, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа при принятии решения норм материального и процессуального права, считает его подлежащим отмене.

Из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры “Ханты-Мансийский лесхоз“ предпринимателю во исполнение заключенных 20.09.2007 договоров N N 116/07-18, 117/07-18, 118/07-18 предоставлены участки в аренду для строительства автозаправочных
комплексов км 107 + 250 (справа), км 71 + 865 (слева), км 26 + 0,26 (справа) в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования г. Ханты-Мансийск - п. Горноправдинск - автомобильная дорога г. Тюмень - г. Ханты-Мансийск, расположенных в границах земель лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации, в том числе:

участок, площадью 1,96 га в границах, указанных в кадастровом плане от 17.09.2007 с кадастровым номером 86:02:1401002:0038;

участок, площадью 1,96 га, в границах, указанных в кадастровом плане от 17.09.2007 с кадастровым номером 86:02:1401001:0134;

участок, площадью 1,96 га, в границах, указанных в кадастровом плане от 17.09.2007 с кадастровым номером 86:02:1401001:0133.

Предприниматель 06.11.2007 обратился в Управление для регистрации вышеперечисленных договоров аренды.

Управлением отказано предпринимателю в регистрации договоров, вследствие не соответствия содержания последних требованиям действующего законодательства. Исходя из сообщений от 30.11.2007 N 13/006/2007-436/5303, от 29.11.2007 N 13/006/2007-432/5265, от 05.12.2007 N 13/006/2007-434/5380 основанием для отказа явилось то, что использование участка относящегося к землям лесного фонда для строительства автозаправочного комплекса не предусмотрено ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Также Управлением исходя из норм, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и п. 9 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1420 от 01.12.1998, ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, сделан вывод о том, что автозаправочный комплекс является объектом дорожного сервиса, строительство которого производится в пределах придорожных полос, которые относятся к землям транспорта.

Предприниматель, полагая, что у Управления отсутствовали законные основания
для отказа ему в регистрации представленных им договоров аренды, обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконными данных решений.

Арбитражный суд, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, исходил из несоответствия представленных им в Управление на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства.

Арбитражным судом исходя из норм, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, п. 9 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1420 от 01.12.1998, ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, довод Управления о том, что строительство автозаправочных комплексов должно осуществляться на землях транспорта признан обоснованным и сделанным на основании правильного применения норм.

Вместе с тем, арбитражным судом в решении в нарушение ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приведены доказательства на основании которых он пришел к такому выводу. В материалах дела имеются свидетельства серии 72 НК N 433604 от 29.11.2007, серии 72 НК N 433586 от 30.11.2007, серии 72 НК N 433647 от 30.11.2007, из содержания которых следует, что земельные участки, за регистрацией права аренды на которые обратился предприниматель, принадлежат Российской Федерации и определено их целевое назначение для строительства автозаправочных комплексов.

Следовательно, первоначальное формирование земельных участков и их целевое назначение зарегистрировано в установленном законом порядке.

При разрешении спора арбитражный суд не дал оценки договорам аренды, в регистрации которых Управлением отказано, в совокупности со свидетельствами о государственной регистрации. Также арбитражным судом не выяснено являются ли договора аренды правоустанавливающими
документами первоначального предоставления земель лесного фонда или их обременением.

От устранения данного обстоятельства зависит правильность разрешения спора по существу.

Поскольку законность и обоснованность действий Управления относительно отказа в регистрации права невозможно сделать без оценки вышеперечисленных документов, принятое 14.02.2008 арбитражным судом по делу решение подлежит отмене.

При новом рассмотрении арбитражному суду первой инстанции необходимо устранить допущенное нарушение, установить за регистрацией представления земельных участков обратился предприниматель, или же за регистрацией обременения уже сформированных для определенного целевого использования участков лесной земли.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.02.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-300/2008 - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.