Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 N Ф04-1052/2008(761А-75-27) по делу N А75-5123/2007 Работодатель оплачивает работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работникам стоимость проезда к месту использования ими самими и членами их семей отпуска и обратно, а также стоимость провоза багажа. Данное право не зависит от одновременного и совместного использования отпуска этими лицами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2008 г. N Ф04-1052/2008(761А-75-27)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение от 26.10.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-5123/2007 по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Территориальному управлению
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе (далее - Территориальное управление) с заявлением о признании недействительным предписания по акту проверки от 13.07.2007 в части возмещения незаконно израсходованных средств федерального бюджета в сумме 1 880 537 руб. 88 коп. и в части перечисления в бюджет денежных средств в сумме 22 375 руб. 56 коп.

Решением от 26.10.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Территориальное управления, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным оспариваемого предписания касающегося требований возместить в доход федерального бюджета неправомерные выплаты: в размере 115 693 руб., потраченных на оплату работникам Управления стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту отпуска и обратно; в размере 46 195, 4 руб. на оплату льготного проезда детям работников Управления, не достигших возраста 23 лет; в размере 31 952 руб. на оплату проезда членам семьи работника Управления, проводившим отпуск в месте, отличном от места отдыха самого работника; в сумме 737 500 руб. на выплату работникам Управления единовременной премии.

По мнению Территориального управление, понятие “пределов территории Российской Федерации“ включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений в пунктах пропуска (морских, речных и рыбных портах, в аэропортах, на аэродромах, открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности в пределах пограничной зоны и иных местах). К тому же статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации предполагает возникновение права у лиц работающих в организациях,
финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Указывает при этом, что сумма произведенных выплат в размере 115 693 руб. не может быть признана правомерной, поскольку эти выплаты не подтверждаются оправдательными документам.

Также считает ошибочным вывод суда о правомерной оплате Управлением льготного проезда детям не достигших возраста 23 лет, указывая на подмену судом понятий “несовершеннолетний“ и “нетрудоспособный“ член семьи. Ссылаясь на положение статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, Территориальное управление считает, что право на оплату льготного проезда перестает действовать с момента достижения членом семьи совершеннолетия, т.е. в силу части 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, с момента достижения 18 лет.

Территориальное управление указывает на неправильное применение арбитражным судом нормы абзаца 2 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу чего сделан ошибочный вывод о правомерности оплаты членам семьи работника, проводившим отпуск не с самим работником Управления, стоимости такого проезда, и не согласно с выводом суда о правомерности понесенных Управлением расходов связанных с выплатой своим работникам единовременной премии, поскольку это противоречит Указу Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265 “О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов
и органов прокуратуры Российской Федерации“ (далее - Указ N 265). Считает, что этот Указ делегирует право определять руководителям федеральных органов власти, право определять условия выплат премий, но не позволяет им самим определять в каких случаях это возможно.

В отзыве на кассационную жалобу Управление с учетом, изложенных возражений, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Управления поддержала возражения относительно кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражений, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.

Как видно из материалов дела, Территориальным управлением проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, акт от 13.07.2007.

По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено предписание от 27.07.2007 N 86-03-01/511, обязывающее налоговый орган перечислить в доход федерального бюджета денежные средства в размере 24 549,12 руб., использованные не по целевому назначению, и возместить в доход федерального бюджета незаконно (неправомерно) израсходованные средства федерального бюджета в сумме 1 880 537,88 руб. с предоставлением документов, подтверждающих возмещение, в срок до 20.08.2007.

Не согласившись с предписанием, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая незаконным оспариваемое предписание в части пункта 1, арбитражный суд исходил из того, что в силу Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно этой статье лица, работающие в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Аналогичное положение содержится в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон N 4520-1), устанавливающего государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.

Таким образом, нормами названных Законов предусмотрена оплата работодателями работникам проезда к месту отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации. Оплата проезда за пределами территории Российской Федерации не предусмотрена. Следовательно, лица, выезжающие на отдых за границу Российской Федерации, имеют право на оплату стоимости проезда только по территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 “О государственной границе Российской Федерации“ (далее Закон о государственной границе) законодатель различает понятия “пересечение Государственной границы“ и “пропуск через Государственную границу“.

Согласно абзацу 8 статьи
9 Закона о Государственной границе граница пересекается: воздушными судами - по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документах аэронавигационной информации.

В соответствии с абзацем 2 статьи 9 Закона о Государственной границе под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Согласно статье 11 Закона о Государственной границе пропуск лиц через Государственную границу производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, убывающими из пределов Российской Федерации.

Анализ указанных норм, позволяет сделать вывод о том, что убытие из пределов Российской Федерации происходит при фактическом пересечении Государственной границы.

Таким образом, чтобы компенсировать работнику проезд от пункта пропуска до Государственной границы Российской Федерации, необходимо установить его стоимость, которая может быть определена по соответствующим проездным документам (билетам), если ими был оплачен проезд именно от пункта пропуска до Государственной границы или справок перевозчиков о стоимость проезда до Государственной границы Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что Управлением выплачена компенсация в размере 115 693 руб. затраченная на проезд работником в пределах территории Российской Федерации, доказательств подтверждающих обратное, Территориальным управлением не представлено.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным пункта 2 предписания в части обоснованности выплаты суммы 31 952 руб. членам семьи работника,
проводившим отпуск в месте отличном от места отдыха работника, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.

Согласно статье 33 Закона N 4520-1 лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг.

Абзацем 3 указанной статьи предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.

Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси). Причем организации оплачивают стоимость проезда и стоимость провоза багажа членам семей работников независимо от времени использования ими отпуска.

Системный анализ вышеизложенных норм позволил суду первой инстанции сделать правомерный вывод о том, что право работодателя оплатить работнику проезд к месту использования самим работником и неработающими членами его семьи отпуска и обратно не ставится в зависимость от одновременного и совместного использования отпуска этими лицами. Не содержит данная норма и требования о проведении отпуска работником и членами его семьи в пределах одной административно-территориальной единицы.

Таким образом, суммы выплат Управлением своим работникам в размере 31 952 руб. являются обоснованными, а
вывод суда в указанной части законным.

Признавая правомерность оплаты Управлением сумм транспортных расходов в размере 46 195 руб. 40 коп., затраченных на проезд нетрудоспособных детей не достигших 23 лет и обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме, арбитражный суд правильно применил статью 179 ТК РФ и сделал обоснованный вывод, что указанные лица находятся на полном содержании работников или получают от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Оспариваемое заявителем предписание признано арбитражным судом первой инстанции незаконным в части вывода территориального управления о неправомерной выплате Управлением своим работникам сумм единовременной премии “в связи с празднованием 12 июня Дня России“ в размере 737 500 руб.

При этом арбитражный суд обоснованно исходил из того, что статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к ведению главного распорядителя бюджетных средств отнесены вопросы составления бюджетной росписи, распределения лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, утверждения и изменения сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений в части распределения средств между ее статьями.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Приказом Федеральной налоговой службы от 02.06.2006 N САЭ-26-16/190 “О премировании руководителей (исполняющих обязанности руководителя) территориальных органов ФНС России“ на руководителей (исполняющих обязанности руководителя) управлений ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС возложена обязанность принять решение о премировании работников налоговых органов в связи с празднованием 12 июня Дня России. При этом указано, что выплату премий произвести в пределах утвержденных смет доходов и
лимитов бюджетных обязательств соответствующих налоговых органов.

Во исполнение указанного Приказа Управлением издан приказ от 05.06.2006 N 146-к “О премировании работников УФНС России по ХМАО-Югре“, которым приказано премировать работников Управления, выплату премий произвести в пределах утвержденной сметы доходов и лимитов по бюджетным средствам и лимитов бюджетных обязательств за счет экономии фонда оплаты труда.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265 “О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации“ установлено, что условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и премий устанавливаются руководителями федеральных органов государственной власти.

Пунктом 9.7. Положения о Федеральной налоговой службе руководитель Федеральной налоговой службы наделен правом утверждать численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

При издании Приказа N САЭ -26-16/190С руководитель Федеральной налоговой службы реализовал данное ему право. Пунктом 3 данного Приказа источником финансирования премиальной выплаты установлена утвержденная смета доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств соответствующих налоговых органов.

Организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Управление произвело выплату премии в соответствии с подстатьей 211 “Заработная плата“ статьи 210 “Оплата
труда и начисления на оплату труда“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

Таким образом, выплата премии в сумме 737 500 руб. обоснованно признана арбитражным судом произведенной правомерно в соответствии с действующим законодательством.

По изложенным мотивам доводы Территориального управления признаны несостоятельными.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.10.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-5123/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, почтовый индекс: 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 5 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) руб. за рассмотрения кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.