Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.02.2008 N Ф04-671/2008(25-А70-43) по делу N А70-4759/15-2007 Постановление о привлечении к административной ответственности за осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта признано недействительным, поскольку на момент рассмотрения дела административная ответственность за указанное правонарушение устранена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2008 г. N Ф04-671/2008(25-А70-43)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела государственного пожарного надзора N 1 по Ленинскому административному округу г. Тюмени Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 по делу N А70-4759/15-2007 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению отдела государственного пожарного надзора N 1 по Ленинскому административному округу г. Тюмени к обществу с ограниченной ответственностью “Гарант-98“ о привлечении к административной ответственности,

установил:

отдел государственного пожарного надзора N 1
по Ленинскому административному округу г. Тюмени Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее по тексту - ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Гарант-98“ (далее по тексту - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы тем, что Общество осуществляет эксплуатацию пожароопасного производственного объекта (автозаправочной станции) без специального разрешения (лицензии).

Решением от 04.10.2007 заявленные ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени требования удовлетворены в полном объеме, и Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Принимая решение, суд руководствовался статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 (далее по тексту - Положение о лицензировании), которыми предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 решение суда первой инстанции было отменено. По делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени требований о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ было отказано.

Принимая решение, суд апелляционной инстанции исходил из доказанности эксплуатации Обществом автозаправочной станции при отсутствии лицензии и правомерности квалификации
действий данного юридического лица по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени, сослался на Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632, которым в подпункт “а“ пункта 1 Положения о лицензировании внесены изменения, вступившие в силу с 16.10.2007 и из числа пожароопасных производственных объектов исключены объекты, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом (автозаправочные станции).

В кассационной жалобе ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 06.12.2007, оставить без изменения решение суда Тюменской области от 04.10.2007.

По мнению заявителя, на период даты судебного заседания эксплуатация автозаправочной станции подлежала лицензированию, и судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы права.

В дополнение к кассационной жалобе заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании представитель ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОГПН 1 по Ленинскому АО г. Тюмени.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя ОГПН
N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени от 07.08.2007 N 767 сотрудником отдела проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности на автозаправочной станции Общества (далее по тексту - АЗС), расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября.

В ходе проверки выявлен факт эксплуатации данного пожароопасного производственного объекта без лицензии.

По результатам проверки государственным инспектором ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени 09.08.2007 составлен протокол N 895 об административном правонарушении в отношении Общества о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании указанного протокола ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм материального права.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковое разрешение (лицензия) обязательно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (далее по тексту - Правила), которые устанавливают требования к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему
персоналу и его профессиональной подготовке.

При этом требования Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

В соответствии с пунктом 2.1 указанных Правил автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На автозаправочных станциях осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.

Таким образом, деятельность автозаправочных станций неразрывно связана с производством определенных технологических операций по приему, хранению и реализации нефтепродуктов (легковоспламеняющихся и горючих веществ).

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов“.

В подпункте “а“ пункта 1 вышеуказанного Положения (в редакции, действовавшей до 15.10.2007) предусматривалось, что под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Исходя из вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции обосновано поддержал выводы суда первой инстанции о том, что АЗС является пожароопасным производственным объектом, для эксплуатации которой необходима лицензия.

Факт эксплуатации Обществом пожароопасного производственного объекта (АЗС) при отсутствии лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта судом установлен и подтвержден представленными доказательствами.

Действия Общества правомерно квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Однако из материалов дела следует,
что судом первой инстанции принято решение о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632 “О внесений изменений в Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов“.

Указанными изменениями, вступившими в силу 16.10.2007, подпункт “а“ пункта 1 вышеуказанного Положения дополнен после слов “друг с другом“ словами “за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом“.

Таким образом, с 16.10.2007 АЗС выведены из перечня объектов, на деятельность по эксплуатации которых необходима лицензия.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения данной нормы закона изложены и в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения“.

Из вышеизложенного следует, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции жалобы Общества устранена административная ответственность за осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции без лицензии как пожароопасного производственного объекта.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, и заявленные требования ОГПН N 1 по Ленинскому АО г. Тюмени о привлечении Общества к административной ответственности оставил без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи
287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 по делу N А70-4759/15-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.