Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2008 по делу N А60-29957/2008-С10 Заявленные требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в изменении кода бюджетной классификации в платежном поручении удовлетворены, поскольку налоговый орган в силу пункта 7 статьи 45 НК РФ наделен полномочиями на принятие решения об уточнении платежа на день фактической уплаты заявителем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2008 г. по делу N А60-29957/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2008 года
Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.А. Севастьяновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В. Сафиной, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга
третье лицо, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга
о признании незаконным решения об отказе в уточнении платежа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: О.А. Федорова - ведущий юрисконсульт юридического отдела, доверенность N 11-23/10 от 17.12.2007 г., зарегистрирована в реестре нотариуса за N 9879, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: Г.Л. Паршина - главный государственный инспектор юридического отдела, доверенность N 05-14/29879 от 15.08.2008 г., предъявлено удостоверение;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется уведомление о вручении определения о времени и месте судебного разбирательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Дело рассмотрено в порядке пункта 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, помощнику судьи и ходатайств не заявлено.
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган), оформленного письмом от 01 сентября 2008 года N 10-33/32527, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем уточнения платежа - изменения КБК 18210202020061000160 в платежном поручении N 938 от 31 июля 2008 года на КБК 18210202010061000160.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие у налоговых органов полномочий по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Третье лицо возражений по заявленным требованиям не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
как следует из материалов дела, Головным расчетно-кассовым центром Главного управления Банка России по Свердловской области в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации платежным поручением от 31 июля 2008 года N 938 перечислены авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии за июль 2008 года, в размере 529424 руб.
При этом заявителем неверно указаны коды бюджетной классификации, вместо КБК 18210202010061000160, соответствующего страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, указан КБК 18210202020061000160, соответствующий страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в результате чего страховой взнос на сумму 529424 руб., подлежащий зачислению на выплату страховой части трудовой пенсии, зачислен на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением от 20 августа 2008 года N 17-10-60/4177, в котором просил изменить в платежном поручении от 31 июля 2008 года N 938 неверно указанный КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010061000160.
Письмом от 01 сентября 2008 года N 10-33/32527 инспекция в уточнении КБК отказала, в связи с тем, что не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения зачета (возврата).
По мнению заинтересованного лица, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом и сбором, которые определены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Однако изложенная позиция налогового органа является ошибочной исходя из нижеследующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
В случае, предусмотренном указанным пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пунктом 4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 116н, предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступления.
В соответствии с пунктом 44 указанного Порядка взаимодействие Федерального казначейства и (или) органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет платежных документов на возврат, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений и иных документов, предусмотренных настоящим Порядком, в пределах возложенных на администраторов поступлений в бюджет полномочий.
Согласно пункту 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 182-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов“ главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Кроме того, из Приказа Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 26 февраля 2008 года N ММ-3-1/74@ “О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“ следует, что на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, в том числе, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Из вышеназванных норм следует, что налоговый орган наделен полномочиями на принятие решения о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а в силу пункта 7 статьи 45 НК РФ на принятие решения об уточнении платежа на день фактической уплаты заявителем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Факт наличия переплаты в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 529424 руб. на накопительную часть трудовой пенсии подтверждается материалами дела и подтвержден налоговым органом.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб. подлежат взысканию с налогового органа в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области удовлетворить.
2. Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга, оформленное письмом от 01 сентября 2008 года N 10-33/32527.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области путем уточнения платежа в виде изменения КБК 18210202020061000160 в платежном поручении N 938 от 31 июля 2008 года на КБК 18210202010061000160.
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга в пользу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
СЕВАСТЬЯНОВА М.А.