Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2008 по делу N А60-32726/2008-С10 Надлежащим доказательством, подтверждающим право арендатора на использование нежилых помещений федеральной собственности, может являться договор аренды, заключенный по результатам проведения конкурса с его победителем.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2008 г. по делу N А60-32726/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2008 года
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.А. Севастьяновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В. Сафиной, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению прокурора Кировского района г. Екатеринбурга
к обществу с ограниченной ответственностью “СССР“
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.Н. Губин - помощник прокурора, предъявлено удостоверение;
от заинтересованного лица: А.С. Шестаков, представитель по доверенности от 25.11.2008 г., предъявлен паспорт.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, помощнику судьи и ходатайств не заявлено.
Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “СССР“ (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Заинтересованное лицо представило отзыв, полагая, что вины в использовании обществом федеральной собственности в отсутствие надлежаще оформленных документов, как необходимого элемента состава административного правонарушения, в отсутствие которого невозможно привлечение к административной ответственности, не имеется.
В судебном заседании, открытом 26 ноября 2008 года, объявлялся перерыв до 01 декабря 2008 года. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд
установил:
прокурором 31 октября 2008 года вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО “СССР“ дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужил тот факт, что общество использует находящиеся в федеральной собственности и закрепленные на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры и искусства “Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа“ нежилые помещения 1-го этажа здания, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 27, общей площадью 517 кв. м и 147,8 кв. м, без надлежаще оформленных документов, о чем составлен акт осмотра от 30 октября 2008 года.
Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области (арендодатель), Военным учреждением культуры “Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа“ - ныне Федеральное государственное учреждение культуры и искусства “Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа“ Минобороны России (титульный владелец) и обществом с ограниченной ответственностью “Верона“ (арендатор) 22 октября 2004 года заключен договор аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Российской Федерации N АФ-175/0108, согласно которому ООО “Верона“ приняло в аренду нежилое помещение общей площадью 502,2 кв. м, расположенное на 1 этаже в здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 27.
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 27 декабря 2004 года к указанному договору арендодатель и титульный владелец согласовали право арендатора на сдачу арендных полномочий в субаренду.
Согласно дополнительному соглашению N 3 от 27 января 2005 года площадь арендуемого ООО “Верона“ помещения увеличена до 517 кв. м.
В соответствии с договором субаренды от 15 февраля 2005 года N 1/АФ-175/0108 ООО “Верона“ предоставило во временное владение и пользование ООО “СССР“ нежилое помещение общей площадью 517 кв. м, расположенное по вышеуказанному адресу.
Кроме того, 25 октября 2005 года между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области, Военным учреждением культуры “Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа“ и ООО “СССР“ заключен договор аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и закрепленных на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением N АФ-269/1006, согласно которому ООО “СССР“ приняло в аренду нежилое помещение общей площадью 10 кв. м.
Из материалов дела следует, что в последующем общая площадь нежилых помещений, переданных ТУ Министерства имущественных отношений РФ по Свердловской области, Военным учреждением культуры “Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа“ в аренду ООО “СССР“, увеличилась до 147,8 кв. м, что подтверждается, в том числе дополнительным соглашением N 01 от 25 октября 2007 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 мая 2008 года по делу N А60-2027/2008-С3 по заявлению ООО “СССР“ договор аренды нежилых помещений N АФ-175/0108 от 22 октября 2004 года, заключенный между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области, Военным учреждением культуры “Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа“ и ООО “Верона“ признан ничтожным, как не соответствующий требованиям пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 685 “О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества“, в связи с передачей нежилых помещений в аренду без проведения конкурса.
Согласно пункту 3 названного Постановления заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 618 ГК РФ, если договор аренды по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом, является ничтожным, ничтожными являются и заключенные в соответствии с ним договоры субаренды.
Договор аренды N АФ-269/1006 от 25 октября 2005 года также заключен сторонами без проведения конкурса, то есть в нарушение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 685 “О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества“.
В силу статьи 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Как следует из материалов дела, собственником здания, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 27, является Российская Федерация. За Федеральным государственным учреждением культуры и искусства “Дом офицеров Приволжско-Уральского военного округа“ указанное имущество закреплено на праве оперативного управления.
Таким образом, надлежащим доказательством, подтверждающими право ООО “СССР“ на использование нежилых помещений федеральной собственности, может являться договор аренды, заключенный по результатам проведения конкурса с его победителем. Как установлено материалами дела, соответствующего конкурса на аренду помещений 1 этажа здания, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 27, не проводилось. О необходимости проведения конкурса и заключения по его результатам договора аренды ООО “СССР“ было известно в момент подписания с ним договора субаренды и договора аренды, что подтвердил представитель ООО “СССР“ в судебном заседании.
На основании вышеизложенного, обществом использовались нежилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, без надлежаще оформленных документов.
В соответствии с частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, является административным правонарушением в области охраны собственности и влечет взыскание административного штрафа, применительно к юридическим лицам - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Факт использования обществом находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества без надлежаще оформленных документов подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями исполнительного директора общества Е.С. Флягиной от 28 октября 2008 года и заинтересованным лицом не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что при заключении договора субаренды от 15 февраля 2005 года N 1/АФ-175/0108 и договора аренды от 25 октября 2005 года N АФ-269/1006 общество обладало достаточными сведениями о правовом статусе помещения и о возможности получения спорных помещений федеральной собственности в аренду только по результатам проведения конкурса.
Об указанном свидетельствует факт обращения ООО “СССР“ в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании недействительным договора N АФ-175/0108 от 22 октября 2004 года по основанию его противоречия пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 685 “О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества“, письмо ООО “СССР“ от 14 января 2008 года в адрес титульного владельца помещений.
На основании изложенного, суд полагает, что в действиях ООО “СССР“ имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Вина ООО “СССР“ в совершении вменяемого обществу правонарушения установлена. При этом судом также учитывается то, что, зная о возможности использования спорных помещений только по результатам торгов, общество не освободило данные помещения по настоящее время.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется, порядок возбуждения дела об административном правонарушении соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания суд учитывает отсутствие данных о наличии отягчающих ответственность общества обстоятельств и считает возможным определить размер штрафа по низшему пределу санкции, предусмотренному частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, то есть в размере 20000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования прокурора Кировского района г. Екатеринбурга удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью “СССР“ (место нахождения: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 27; ОГРН 1046603549090) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Реквизиты для уплаты штрафа:
КБК 41511690010000000140, ОКАТО 65401373000
Получатель: УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)
Счет 4010181050000010010
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбурга
БИК 046577001, ИНН 6658033077 (поле 61), КПП 665801001 (поле 103), в полях 106 - 110 расчетного документа проставляются нули (“0“).
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Судья
СЕВАСТЬЯНОВА М.А.