Решения и определения судов

Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области N ОБ-03/19 <По проблемным вопросам исполнительного производства> (По итогам заседания, состоявшегося 17 октября 2008 года)

РЕКОМЕНДАЦИИ

НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА

ПРИ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

N ОБ-03/19

17 октября 2008 г. в Арбитражном суде Свердловской области состоялось заседание Научно-консультативного совета по проблемным вопросам исполнительного производства.

Традиционно свое видение решения вынесенных на обсуждение проблем было представлено арбитражными судами Уральского округа: Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Оренбургской области, Арбитражным судом Курганской области, Арбитражным судом Пермского края, Арбитражным судом Челябинской области, Арбитражным судом Республики Башкортостан, Арбитражным судом Удмуртской Республики, а также Свердловским областным судом.

В работе Научно-консультативного совета помимо его членов приняли участие от Федерального арбитражного суда Уральского округа: Е.О. Черкезов - судья, Е.Н. Сердитова - начальник отдела анализа и обобщения судебной
практики; от Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области: А.С. Намятов - заместитель начальника отдела правового обеспечения, А.В. Закарлюка - главный консультант, Е.В. Сидорова - заместитель начальника отдела организации исполнительного производства и рассмотрения обращений, жалоб в порядке подчиненности; судья Свердловского областного суда М.А. Куликова; судья Арбитражного суда Пермского края С.В. Торопицын; директор Уральского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации В.В. Минина.

Арбитражный суд Свердловской области искренне благодарен всем, кто участвует в обсуждении правоприменительных проблем, вынесенных на обсуждение Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области.

На обсуждение Научно-консультативного совета было вынесено семь вопросов, по каждому из которых были выработаны рекомендации.

1. Какому суду подведомственно рассмотрение заявления о приостановлении, прекращении сводного исполнительного производства, в рамках которого объединены исполнительные производства, подлежащие приостановлению, прекращению и судом общей юрисдикции, и арбитражным судом?

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Федеральный закон “Об исполнительном производстве“) сводное исполнительное производство представляет собой организационную форму ведения нескольких исполнительных производств в отношении одного и того же должника или в пользу одного взыскателя с разных должников.

Вопрос о суде, компетентном рассмотреть заявление о приостановлении или прекращении сводного исполнительного производства, законом не урегулирован.

Статьей 45 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ установлено правило о разграничении компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции относительно рассмотрения заявлений о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства.

Так, к компетенции арбитражных судов относится разрешение вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства в случаях:

- если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом (ч. 1 ст. 45 Федерального
закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации);

- исполнения исполнительных документов (актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств; актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом) в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- исполнения постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В иных случаях приостановление, возобновление и прекращение исполнительного производства осуществляется судом общей юрисдикции.

Таким образом, можно выделить следующие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по разрешению вопросов исполнительного производства:

1) вид исполнительного документа;

2) гражданско-правовой статус должника (организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую или иную экономическую деятельность).

Вместе с тем Федеральный закон “Об исполнительном производстве“ не разграничил компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции в случае приостановления, прекращения сводного исполнительного производства.

В силу п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 77 “Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов“ если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции.

По аналогии с решением этого вопроса можно предположить, что если сводное исполнительное производство объединяет исполнительные производства, подлежащие приостановлению, прекращению как судом общей юрисдикции, так и
арбитражным судом, рассмотрение вопроса о приостановлении, прекращении сводного исполнительного производства относится к компетенции суда общей юрисдикции.

Согласно общему правилу по приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения и совершение исполнительных действий не допускается. Однако если исполнительное производство было приостановлено в какой-то части, в остальной части оно не приостанавливается. При частичном приостановлении сводного исполнительного производства могут быть применены критерии разграничения компетенции арбитражного суда и суда общей юрисдикции, установленные ст. 45 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ (вид исполнительного документа и статус должника).

М.А. Куликова <1> по вопросу о частичном приостановлении исполнительного производства отмечает, что при осуществлении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в рамках сводного исполнительного производства может возникнуть необходимость приостановления как всего сводного исполнительного производства (такие действия затрагивают права всех взыскателей), так и приостановления исполнения отдельного исполнительного документа, включенного в состав сводного. Решение вопроса о приостановлении исполнительного производства в последнем случае права других взыскателей по сводному исполнительному производству не затрагивает, поэтому вопрос о подведомственности должен решаться в соответствии с общим правилом, закрепленным в ст. 45 Федерального закона “Об исполнительном производстве“.

--------------------------------

<1> М.А. Куликова - судья Свердловского областного суда, кандидат юридических наук.

И.В. Решетникова <2>, соглашаясь с вышеотмеченным, добавила, что заявление о частичном приостановлении или прекращении сводного исполнительного производства рассматривается органом, выдавшим исполнительный документ.

--------------------------------

<2> И.В. Решетникова - председатель Арбитражного суда Свердловской области, доктор юридических наук, профессор.

По результатам обсуждения Научно-консультативный совет пришел к следующим выводам:

В случае если сводное исполнительное производство объединяет исполнительные производства, подлежащие приостановлению, прекращению как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом, рассмотрение вопроса о его приостановлении, прекращении относится к компетенции суда общей юрисдикции.

Заявление
о частичном приостановлении или прекращении сводного исполнительного производства рассматривается органом, выдавшим исполнительный документ.

Арбитражный суд рассматривает вопрос о приостановлении и прекращении сводного исполнительного производства в следующих случаях:

- если в сводное исполнительное производство объединены исключительно исполнительные документы, выданные арбитражным судом;

- если в сводное исполнительное производство объединены исполнительные документы, выданные несудебными органами (в том числе вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов) в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- если в сводное исполнительное производство объединены исполнительные документы, выданные арбитражным судом и несудебными органами (в том числе вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов) в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- если решается вопрос о приостановлении одного из исполнительных производств, объединенных в сводное, и этот вопрос по правилам ст. 45 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ отнесен к подведомственности арбитражного суда.

В остальных случаях вопрос о приостановлении и прекращении сводного исполнительного производства рассматривает суд общей юрисдикции.

2. Какой суд должен рассматривать заявление об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, по исполнительному производству, возбужденному на основании акта государственного органа?

В соответствии со ст. 77 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта. Правом на обращение в суд с таким заявлением обладает взыскатель и судебный пристав-исполнитель. Вместе с тем Федеральный закон “Об исполнительном производстве“ не устанавливает, каким судом должно рассматриваться заявление.

Логично предположить, что если исполнительное производство
возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, то заявление об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Между тем, если документ выдан несудебным органом, как в таком случае должен решаться вопрос с подведомственностью?

И.В. Решетникова полагает, что выход из рассматриваемой ситуации видится в применении критериев разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции при разрешении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства (например, ст. 45 Федерального закона “Об исполнительном производстве“).

Таким образом, если характер спора, в результате которого обращают взыскание на имущество должника, носит экономический характер, а субъектный состав - специальный, соответствующее заявление рассматривается арбитражным судом. В иных случаях - судом общей юрисдикции.

В.В. Ярков <3> также предлагает наряду со ст. 45 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ по подведомственности использовать критерии ст. 128 данного Закона, а именно: вид исполнительного документа; гражданско-правовой статус должника (организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую или иную экономическую деятельность).

--------------------------------

<3> В.В. Ярков - заведующий кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.

М.А. Куликова дополнительно отмечает, что необходимость обращения в суд с заявлением об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, может возникнуть и по сводному исполнительному производству. Для определения суда, компетентного рассмотреть этот вопрос по сводному исполнительному производству, необходимо руководствоваться также вышеуказанными критериями.

Статья 77 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ устанавливает, что заявление об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит рассмотрению в 10-тидневный срок со дня поступления. При этом можно предположить, что о дате и времени судебного заседания должны быть надлежащим образом извещены стороны исполнительного
производства, третьи лица, у которых находится имущество должника, и судебный пристав-исполнитель. По итогам рассмотрения данного заявления выносится определение.

По результатам обсуждения Научно-консультативный совет пришел к следующему выводу:

Если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного несудебным органом, а должником по исполнительному производству является организация или индивидуальный предприниматель, заявление об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Заявление об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня поступления заявления. О дате и времени судебного заседания должны быть надлежащим образом извещены стороны исполнительного производства, третьи лица, у которых находится имущество должника, и судебный пристав-исполнитель. По итогам рассмотрения данного заявления выносится определение.

3. Какому суду подведомственно рассмотрение заявления об ограничении права должника на выезд из Российской Федерации, поданное взыскателем или судебным приставом-исполнителем в порядке ч. 4 ст. 67 Федерального закона “Об исполнительном производстве“? В порядке какого судопроизводства рассматривается заявление? Какой судебный акт выносится по результатам рассмотрения заявления? Каким процессуальным статусом обладают лица, участвующие в деле по рассмотрению заявления об ограничении права должника на выезд из Российской Федерации?

Согласно ч. 4 ст. 67 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. Однако данный Закон не установил, каким судом будет рассматриваться указанное заявление.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не
устанавливают порядок судопроизводства, подлежащий применению при рассмотрении судом заявления об ограничении права должника на выезд из Российской Федерации.

Поскольку установление временного ограничения для выезда должника из Российской Федерации в соответствии со ст. 64 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ относится к исполнительным действиям, соответственно разрешение вопроса об ограничении права должника на выезд может быть рассмотрен судом в порядке, предусмотренном нормами раздела VII АПК РФ “Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов“ и раздела VII ГПК РФ “Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов“. По результатам рассмотрения ходатайств и заявлений, подаваемых в рамках исполнительного производства, выносится судебный акт в форме определения. К участию в деле привлекаются стороны исполнительного производства (взыскатель и должник), судебный пристав-исполнитель.

Согласно первой позиции если исходить из критериев разграничения компетенции арбитражного суда и суда общей юрисдикции (вид исполнительного документа и статус должника), то заявление об ограничении права должника на выезд из Российской Федерации будет рассматриваться арбитражным судом в случае возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа, выданного несудебным органом, и в отношении индивидуального предпринимателя.

А.В. Закарлюка <4> считает недопустимым рассмотрение данного заявления судом общей юрисдикции. Во-первых, вопрос об ограничении должника в выезде за рубеж следует из исполнительного производства по самостоятельному взысканию. Установление такого ограничения для должника - не самоцель, а исполнительное действие, совершаемое в целях побуждения должника к добровольному исполнению исполнительного документа, исполнительное производство по которому уже возбуждено (п. 15 ч. 1 ст. 64 Закона). Разрешая такой вопрос удовлетворительно, арбитражный суд не возлагает на должника самостоятельное взыскание, а “санкционирует“ исполнительное действие. Во-вторых, исполнительному действию с учетом
двухмесячного срока исполнения требований исполнительного документа (ч. 1 ст. 36 Закона) характерна оперативность совершения.

--------------------------------

<4> А.В. Закарлюка - главный консультант Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.

В силу положений ст. 187, ч. 1 - 2 ст. 324 АПК РФ вопрос об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации рассматривается с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя; по результатам рассмотрения указанного вопроса арбитражный суд выносит определение, подлежащее немедленному исполнению.

Согласно второй позиции рассмотрение такого заявления не относится к компетенции арбитражного суда, поскольку данное ограничение связано в первую очередь со статусом гражданина Российской Федерации, а не со статусом должника и его экономической деятельностью, так как ограничивается конституционное право личности на свободу передвижения (ст. 27 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., участником которого является Российская Федерация, “каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами“.

В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека право на свободу передвижения, гарантируемое п. 1, 2 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, направлено на обеспечение каждому права на свободу передвижения в пределах своей страны и
права направиться в такую страну по выбору лица, в которую его впустят <5>. Следовательно, свобода передвижения запрещает любые меры, направленные на вмешательство в это право или ограничение пользования им таким образом, который не соответствует требованию меры, могущей быть рассмотренной как “необходимая в демократическом обществе“ для достижения законных целей, указанных в п. 3 данной статьи.

--------------------------------

<5> Постановления Европейского суда по правам человека по делу “Напияло против Хорватии“ (Napijalo v. Croatia) от 13 ноября 2003 г., по делу “Бартик против Российской Федерации“ (Bartik v. Russian Federation) от 21 декабря 2006 г.

М.А. Куликова полагает, что даже если предположить, что индивидуальный предприниматель намеревается выехать за границу Российской Федерации с целью, связанной с предпринимательской деятельностью, ограничение прав на выезд затронет, прежде всего, его права как человека, а не субъекта предпринимательской деятельности <6>. Рассмотрение же вопросов реализации таких прав арбитражному суду неподведомственно; они подлежат разрешению судом общей юрисдикции в порядке, определенном нормами раздела VII ГПК РФ. При этом конкретная норма в ГПК РФ отсутствует, но в любом случае вопрос должен рассматриваться с обязательным извещением сторон исполнительного производства и судебного пристава-исполнителя, с вынесением по результатам судебного заседания определения об ограничении прав на выезд или об отказе в этом. Копия определения направляется сторонам исполнительного производства и судебному приставу-исполнителю. Данное определение может быть обжаловано в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации.

--------------------------------

<6> Данную позицию поддерживает судья Федерального арбитражного суда Уральского округа Е.О. Черкезов.

При этом, как отмечает М.А. Куликова, необходимо дополнительно рассмотреть вопрос, какой характер носит норма, закрепленная в ч. 4 ст. 67 Федерального закона “Об исполнительном производстве“, - процессуальный или материальный?

По мнению Свердловского областного суда, данная норма носит процессуальный характер и сама по себе не дает суду основание для удовлетворения заявления. В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию“ право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения сторонами согласия.

Ни вышеуказанный закон, ни иные нормативные акты не предусматривают возможность ограничения прав должника на выезд из Российской Федерации, если им не исполняется исполнительный документ, выданный несудебным органом.

Таким образом, норма материального права, на основании которой может быть решен этот вопрос, отсутствует.

Мнения членов Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области, участников заседания и судей разделились. В связи с этим члены Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области приняли решение направить соответствующий запрос в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

4. Какому суду подведомственно рассмотрение вопросов исполнительного производства (приостановление, прекращение исполнительного производства, ограничение права должника на выезд из Российской Федерации и др.), возбужденного на основании исполнительного документа, выданного несудебным органом, в случае утраты должником в процессе исполнительного производства статуса индивидуального предпринимателя?

Согласно первой позиции утрата должником в процессе исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного несудебным органом, статуса индивидуального предпринимателя влечет изменение подведомственности рассмотрения вопросов исполнительного производства.

В то же время в определенных ситуациях изменение подведомственности является недопустимым. Так, в случае приостановления исполнительного производства арбитражным судом его возобновление должно производиться тем же судом.

Согласно другой позиции если несудебным органом выдан исполнительный документ в отношении индивидуального предпринимателя, то утрата в дальнейшем должником статуса предпринимателя не имеет юридического значения для определения подведомственности рассмотрения судами вопросов исполнительного производства.

А.В. Закарлюка считает, что разрешение вопросов, связанных с исполнением исполнительного документа, выданного квазисудебным органом (должностным лицом) в отношении гражданина, утратившего статус индивидуального предпринимателя после вынесения соответствующего акта о взыскании во внесудебном порядке в связи с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, производится арбитражным судом.

И.А. Краснобаева <7> поддерживает данную позицию, отмечая необходимость рассматривать исполнительное производство в данной ситуации как стадию арбитражного процесса.

--------------------------------

<7> И.А. Краснобаева - заместитель председателя Арбитражного суда Свердловской области - председатель гражданской коллегии.

В.В. Ярков считает целесообразным при решении этой проблемы исходить из критериев разграничения подведомственности, аналогичных установленным в п. 13 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 г., а именно: характер и субъектный состав участников спора.

По результатам обсуждения Научно-консультативный совет пришел к следующему выводу:

Если несудебным органом выдан исполнительный документ в отношении индивидуального предпринимателя, то утрата в дальнейшем должником статуса предпринимателя не имеет юридического значения для определения подведомственности рассмотрения судами вопросов исполнительного производства, следовательно, данный вопрос подведомствен арбитражному суду.

5. Какой орган должен рассматривать заявление об отсрочке, рассрочке сводного исполнительного производства?

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Таким образом, по общему правилу с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнительного производства следует обращаться в тот орган, который выдал исполнительный документ.

Так, рассмотрение вопросов о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, выданного арбитражным судом, изменение способа и порядка его исполнения производится арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 324 АПК РФ.

М.А. Куликова и А.В. Закарлюка полагают, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения по двум и более судебным актам, актам другого органа или должностного лица (т.е. по сводному исполнительному производству) по смыслу оснований для их предоставления, неразрывно связанных с исполнением отдельно взятого соответствующего акта (ст. 434 ГПК РФ, ч. 1 ст. 324 АПК РФ, ч. 1 ст. 37 Федерального закона “Об исполнительном производстве“), невозможно.

Таким образом, вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения может решаться только в отношении конкретного исполнительного документа. При этом с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнительного производства следует обращаться в тот орган, который выдал исполнительный документ.

По результатам обсуждения Научно-консультативный совет пришел к следующему выводу:

По смыслу ч. 1 ст. 37 Федерального закона “Об исполнительном производстве“, ст. 324 АПК РФ, ст. 434 ГПК РФ вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решается только в отношении конкретного исполнительного документа, поэтому с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнительного документа следует обращаться в тот орган, который его выдал.

6. В каком порядке подлежит рассмотрению дело об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности (соответственно гл. 24 и гл. 25 АПК РФ)? Если в порядке гл. 25 АПК РФ, то необходимо ли соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях? В случае незаконности постановления судебного пристава-исполнителя оно подлежит признанию недействительным или отмене?

Согласно ч. 1 ст. 113 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ранее ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве была предусмотрена ст. 85 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“, нормы законодательства об административных правонарушениях к порядку вынесения постановления не применялись, постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа обжаловалось в порядке гл. 24 АПК РФ.

Одновременно с вступлением в силу Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: гл. 17 Кодекса была дополнена новыми статьями 17.14 и 17.15, которые ввели административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Кроме того, соответствующие изменения были внесены и в правила, регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена указанными статьями.

Так, ч. 1.1 ст. 28.6 Кодекса устанавливает, что в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 настоящего Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

С.Д. Хазанов <8> отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 115 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

--------------------------------

С.Д. Хазанов - заведующий кафедрой административного права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

Исходя из содержания указанных норм, судебный пристав-исполнитель привлекает лиц, не выполнивших его законные требования или иным образом нарушивших законодательство об исполнительном производстве, к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Такими особенностями являются следующие обстоятельства: дело об административном производстве не возбуждается, протокол об административном правонарушении не составляется, постановление о наложении административного штрафа утверждается старшим судебным приставом-исполнителем и должно соответствовать требованиям ч. 2 ст. 14 Федерального закона “Об исполнительном производстве“. Каких-либо иных особенностей, связанных с порядком рассмотрения дела об административном правонарушении, Федеральный закон “Об исполнительном производстве“ не устанавливает.

По результатам обсуждения Научно-консультативный совет пришел к следующим выводам:

Поскольку постановление о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве выносится в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, то:

- заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности подлежит рассмотрению в порядке § 2 гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

- в случае если при рассмотрении дела об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа суд установит, что судебным приставом-исполнителем не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности (например, лицо, привлекаемое к ответственности, не извещено о времени и месте вынесения постановления), суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании оспариваемого постановления незаконным и его отмене.

7. Какому суду подведомственно рассмотрен“е заявлений об оспаривании решений (действий, бездействия) должностного лица службы судебных приставов, принятых (совершенных) при исполнении постановлений судебного пристава-исполнителя, имеющих силу исполнительного документа (постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов) в процессе исполнения исполнительного документа суда общей юрисдикции?

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 128 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью. Во всех остальных случаях данное заявление подается в суд общей юрисдикции.

По результатам обсуждения Научно-консультативный совет пришел к следующему выводу:

Арбитражному суду подведомственны заявления об оспаривании постановлений (действий) судебного пристава-исполнителя, принятых (совершенных) при исполнении постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, при наличии двух условий:

должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

исполнительное производство возбуждено в связи с предпринимательской деятельностью должника.

Во всех остальных случаях данное заявление подается в суд общей юрисдикции.

Члены Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области решили данный вопрос передать на обсуждение в Президиум Федерального арбитражного суда Уральского округа для выработки единого подхода в правоприменении.

Председатель суда

РЕШЕТНИКОВА И.В.