Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2008 по делу N А60-24784/2008-С10 Поскольку заявитель применял тариф на электрическую энергию, не утвержденный в установленном порядке, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 14.6 КоАП РФ, судом отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2008 г. по делу N А60-24784/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи А.Д. Тимофеевой
при ведении протокола судебного заседания судьей А.Д. Тимофеевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества “Екатеринбургский ремонтно-механический завод“ (далее - заявитель)
к Региональной Энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Слобожанинов О.К., представитель, доверенность N 6 от 18.09.2008, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: Безбородов А.В., представитель, доверенность N 02-18/1 от 09.01.2008.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заинтересованное лицо ходатайствует о приобщении к материалам дела отзыва на заявление от 22.09.2008 и материалов административной проверки согласно приложению к отзыву. Ходатайство судом удовлетворено, отзыв и документы приобщены к материалам дела.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 141 от 25.08.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие состава административного правонарушения и процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Заинтересованное лицо отзыв на заявление представило, требования не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
установил:
в период с 24.07.2008 по 24.08.2008 на основании Распоряжения N 89 от 24.07.2008 должностными лицами Региональной энергетической комиссии Свердловской области была проведена проверка заявителя по вопросам соблюдения порядка ценообразования, порядка формирования и применения цен (тарифов) и факторов, на них влияющих, проверку применения регулируемых цен (тарифов), хозяйственной деятельности в сфере регулируемого ценообразования, анализа соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки установлено, что заявителем допущены нарушения требований статьи 544, 545 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, выразившиеся в:
- применении тарифа на тепловую энергию, не утвержденного в установленном порядке, за период с 31.01.2008 по 30.04.2008. Сумма нарушения составила 692090 руб. 32 коп.
- применении тарифа на электрическую энергию, не утвержденного в установленном порядке, за период с 29.12.2007 по 30.06.2008. Сумма нарушения составила 814593 руб. 05 коп.
По результатам проверки составлены Акт проверки от 24.07. - 20.08.2008 N 89, протокол об административном правонарушении от 20.08.2008.
На основании протокола об административном правонарушении и материалов проверки заинтересованным лицом 25.08.2008 вынесено постановление N 141 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 руб.
Заявитель, не согласившись постановлением заинтересованного лица от 25.08.2008 N 141, в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3 КоАП РФ, статей 207 - 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления.
Ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, является порядок ценообразования.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения, состоит в том, что, виновный (юридическое, физическое или должностное лицо), в частности допускает нарушение порядка ценообразования, в том числе, выразившееся в применении неутвержденного тарифа на электрическую и тепловую энергию прочим потребителям, что относится к иным нарушениям порядка ценообразования.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и пр.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ определяет экономические, организационные и правовые основы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (в том числе и услуги по передаче) в Российской Федерации (ст. 6 Закона).
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
К регулируемым тарифам (ценам) относятся, в том числе тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках:
1) поставляемую на розничных рынках населению;
2) поставляемую на розничных рынках иным категориям потребителей (за исключением населения) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, в объемах, соответствующих продаваемым по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке объемам электрической энергии (мощности);
3) регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке;
4) тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ тарифы на тепловую и электрическую энергию в обязательном порядке подлежат государственному регулированию, осуществление которого возложено на региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации.
В Свердловской области осуществление данных функций возложено на Региональную энергетическую комиссию (Указ Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ “Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области“).
Как следует из материалов дела, заявитель на договорной основе осуществляет отпуск тепловой энергии прочим потребителям. С потребителями тепловой энергии: ЗАО “Стройметаллкомплект“ и ООО “ТПО “Интегра“ заключены договоры оказания услуг на поставку тепловой энергии.
Заявитель не утвердил в установленном порядке в РЭК Свердловской области индивидуальный тариф на тепловую энергию для расчетов за отпускаемую тепловую энергию сторонним потребителям.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований заявитель отпуск тепловой энергии сторонним потребителям производил по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, в размере 330,96 руб./Гкал.
Например, по счету-фактуре от 30.04.2008 N 228 заявитель произвел отпуск тепловой энергии ООО “ТТПО “Интегра“ в количестве 319,79 Гкал по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, в размере 330,96 руб./Гкал.; по счету-фактуре от 30.04.2008 N 229 заявитель произвел отпуск тепловой энергии ЗАО “Стройметаллкомплект“ в количестве 203 Гкал по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, в размере 330,96 руб./Гкал.
Сумма, предъявленная заявителем за тепловую энергию по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, за период с 31.01.2008 по 30.04.2008 составила 692090 руб. 32 коп.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что согласно договору энергоснабжения от 15.12.2006 г. N 10122, заключенному ОАО “Екатеринбургская электросетевая компания“ и заявителем, ОАО “Екатеринбургская электросетевая компания“ продает, а заявитель покупает электрическую энергию в установленном количестве. При этом ОАО “Екатеринбургская электросетевая компания“ применяло в расчетах с обществом тарифы, утвержденные в установленном порядке РЭК Свердловской области.
Получаемую электрическую энергию заявитель использует как на собственные нужды, так и производит отпуск субабонентам, указанным в договоре энергоснабжения, и сторонним потребителям, являющимся арендаторами нежилых помещений.
В РЭК Свердловской области заявитель за утверждением индивидуального тарифа на электрическую энергию не обращался.
В нарушение вышеприведенных требований заявитель применял тариф на электрическую энергию в размере от 2,52 руб./кВтч. до 2,92 руб./кВтч, не утвержденный в установленном порядке.
Например, по счету-фактуре от 30.06.2008 N 69589 ОАО “Екатеринбургэнергосбыт“ предъявил заявителю по регулируемому тарифу в размере 2,148 руб./кВтч. и по нерегулируемому тарифу 2,47872 руб./кВтч. По счету-фактуре от 30.06.2008 N 383 заявитель предъявил ООО “Слит“ за полученную в июне 2008 электрическую энергию в количестве 9176 кВтч по тарифу, не утвержденному в установленном порядке в размере 2,54 руб./кВтч. и 2588 кВтч по тарифу, не утвержденном в установленном порядке, в размере 2,92 руб./кВтч.
Сумма, предъявленная заявителем за отпуск электрической энергии сторонним потребителям по тарифу, не утвержденному в установленном порядке, за период с 29.12.2007 по 30.06.2008 составила 814593 руб. 05 коп.
Факты нарушения заявителем порядка ценообразования, подтверждены документами, представленными в материалы дела.
Довод заявителя об отсутствии вины в совершении правонарушения отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Поскольку заявитель имел возможность выполнить требования законодательства, но им не были приняты все зависящие для этого меры, иного из представленных в материалы дела документов не следует, наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, является доказанным.
Нарушений порядка проведения проверки и привлечения ОАО “Екатеринбургский ремонтно-механический завод“ к административной ответственности не установлено.
В силу ч. 3, 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Законный представитель ОАО “Екатеринбургский ремонтно-механический завод“ - генеральный директор Вербецкий Эдуард Владимирович присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении от 20.08.2008. Его объяснения были внесены в протокол: “С протоколом не согласен, нуждаюсь в юридической консультации“. Также имеется отметка о том, что он был ознакомлен с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении получена Э.В. Вербецким 20.08.2008 на руки.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении N 141 от 25.08.2008 также присутствовал генеральный директор ОАО “Екатеринбургский ремонтно-механический завод“ Э.В. Вербецкий. Копию постановления он получил 25.08.2008, о чем расписался в постановлении.
Срок привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом не пропущен.
В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Заинтересованным лицом при назначении наказания учтены все фактические обстоятельства и назначен нижний предел штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40000 руб.
Таким образом, оспариваемое Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 141 от 25.08.2008 является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требовании Открытого акционерного общества “Екатеринбургский ремонтно-механический завод“ о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 141 от 25.08.2008 о привлечении к административной ответственности отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ТИМОФЕЕВА А.Д.