Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2008 по делу N А60-18330/2008-С9 Поскольку вопросы эксплуатации и планово-предупредительных ремонтов тепловых сетей находятся вне сферы ведения заявителя, в связи с чем у заявителя отсутствовала обязанность по предупреждению потребителей не позднее чем за месяц до предстоящего приостановления подачи горячего водоснабжения, заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 14.8 КоАП РФ судом удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 сентября 2008 г. по делу N А60-18330/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью компания “Коммунально-бытового сервиса“ (ООО Компания “Комбытсервис“)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Ревдинском районе и г. Дегтярске

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: А.Н. Гусейнов по
доверенности от 01.03.2008 N 1.;

от заинтересованного лица: С.В. Рыжков, по доверенности от 14.04.2008 N 05-28/133.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ООО Компания “Комбытсервис“ просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Ревдинском районе и г. Дегтярске N 295 от 16.07.2008 года о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.

По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав данного правонарушения, поскольку у данной организации отсутствовала возможность своевременного информирования населения о временном отключении горячего водоснабжения.

Административный орган требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

в связи с жалобами граждан-потребителей коммунальных услуг на прекращение горячего водоснабжения Территориальным отделом в Ревдинском районе и г. Дегтярске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ТО Роспотребнадзора) проведена проверка соблюдения ООО Компания “Комбытсервис“ правил предоставления коммунальных услуг потребителям.

В ходе проверки выявлен факт приостановления подачи горячей воды в жилой фонд в связи с проведением планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем без предварительного письменного предупреждения либо уведомления об этом потребителей за один месяц.

По данному факту ТО Роспотребнадзора 11.07.2008 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением N 295 от 16.07.2008 года ООО Компания “Комбытсервис“ привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5000
руб.

Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ от 07.02.1992 N 2300-1 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Перечень и способы доведения информации до потребителя по отдельным видам товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, исполнителями данных услуг признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Из содержаний пункта 3 и подпунктов “а“ - “г“ пункта 49 этих Правил следует, что исполнитель коммунальных услуг является ответственным как за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, так и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

ООО Компания “Комбытсервис“ на основании договоров управления многоквартирными домами приняло на себя обязательства за счет средств собственников помещений за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, в том числе решение вопросов пользования общим имуществом, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Таким образом, ООО
Компания “Комбытсервис“ является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, в силу чего обязано соблюдать положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части доведения до потребителей необходимой и достоверной информации о коммунальных услугах.

Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Из этого вытекает установленная Правилами обязанность исполнителя информировать потребителей не позднее указанного срока о прекращении (приостановлении) оказания коммунальных услуг в случае производства планово-предупредительных работ.

В соответствии с подпунктом “м“ пункта 49 Правил исполнитель обязан также информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за десять рабочих дней до начала перерыва.

Как следует из материалов дела, с 12.05.2008 года была приостановлено подача горячей воды в жилой фонд, обслуживаемый ООО Компания “Комбытсервис“, однако потребители не были уведомлены исполнителем коммунальных услуг за один месяц до прекращения.

Однако причиной прекращения горячего водоснабжения явились не планово-предупредительные работы по ремонту внутридомовых инженерных систем (инженерных коммуникаций и оборудования, предназначенного для предоставления коммунальных услуг и расположенного в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме), а подготовительные работы и гидравлические испытания магистральных и внутриквартальных тепловых сетей повышенным давлением энергоснабжающей организацией - ООО “Теплоснабжающая компания“.

Обязанности исполнителя по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, регулируются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.

Из пунктов 5.1.1. - 5.1.3 указанных Правил следует, что
в ведении организации по обслуживанию жилищного фонда находятся системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий; для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: план (график) таких работ должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления.

Поскольку балансодержателем сетей, к которым присоединены внутридомовые тепловые сети ООО Компания “Комбытсервис“, является иная организация, вопросы эксплуатации и планово-предупредительных ремонтов этих сетей находятся вне сферы ведения непосредственного исполнителя коммунальных услуг.

В силу этого у заявителя отсутствовала обязанность по предупреждению потребителей не позднее чем за месяц до предстоящего приостановления подачи горячего водоснабжения.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что о предстоящем прекращении горячего водоснабжения энергоснабжающей организацией исполнитель узнал лишь 04.05.2008 года на совещании по проведению гидравлических испытаний тепловых сетей города, на которое был приглашен ООО “Теплоснабжающая компания“ письмом от 30.04.2008 года. Утвержденный на данном совещании график гидравлических испытаний магистральных и внутриквартальных тепловых сетей на 2008 год предусматривал отключение подачи горячего водоснабжения с 12.05.2008 года.

Таким образом, у исполнителя не было возможности своевременно довести до исполнителя информацию о прекращении подачи горячей воды.

Как указано выше, вопросы ремонта магистральных систем горячего водоснабжения не относятся к компетенции ООО Компания “Комбытсервис“, данная организация не могла планировать ремонты и испытания этих сетей и не была уведомлена заранее о сроках прекращения подачи горячей воды энергоснабжающей организацией, как не могла влиять на эти сроки, поэтому вина исполнителя коммунальных услуг в несвоевременном информировании потребителей отсутствует.

Довод заинтересованного лица о том, что в соответствии с пунктом 75 Правил оказания коммунальных услуг исполнитель подлежит ответственности
за нарушение порядка предоставления услуг независимо от его вины, в том числе в случае нарушения обязательств со стороны контрагентов исполнителя, судом не принимается.

Пунктом 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины; исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы; к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Вместе с тем данные положения регулируют вопросы гражданско-правовой ответственности исполнителя коммунальных услуг, а вина юридического лица в совершении правонарушения определяется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе административного расследования, а также в судебном заседании заявитель подтвердил, что несвоевременное информирование населения об отключении горячего водоснабжения вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, что исключает его вину в совершении правонарушения. Об этом свидетельствует то,
что после получения информации о предстоящем прекращении водоснабжения заявитель предпринял меры по информированию населения об этом, кроме того, обратился к энергоснабжающей организации с требованием предоставить информацию о датах и сроках отсутствия горячего водоснабжения.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

ТО Роспотребнадзора не установлено и не доказано, что у ООО Компания “Комбытсервис“ имелась объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения, в связи с чем привлечение организации к ответственности является незаконным

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Ревдинском районе и г. Дегтярске N 295 от 16.07.2008 года о привлечении ООО Компания “Комбытсервис“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ВОРОНИН С.П.