Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2008 по делу N А60-14850/2008-С9 В удовлетворении заявления органа Пенсионного фонда РФ о взыскании с предпринимателя штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, отказано, поскольку о дате рассмотрения материалов проверки заинтересованное лицо не извещалось.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 сентября 2008 г. по делу N А60-14850/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2008 года

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2008 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области (далее - управление) к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее - предприниматель) о взыскании финансовых санкций.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовое уведомление от 14.07.2008 N 75271 и справка органа почтовой связи от 22.07.2008 о
невручении судебного акта в связи с истечением срока хранения).

От управления поступило заявление о приобщении к материалам дела копии реестра учета платежей за период с 01.06.2008 по 01.09.2008. Копия реестра приобщена к материалам дела.

Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в сумме 144 руб. 60 коп.

Предприниматель возражений не представила.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

управление провело проверку по факту непредставления предпринимателем в срок до 01.03.2008 сведений персонифицированного учета за 2007 год. Результаты проверки отражены в акте от 18.04.2008 N 84.

Управление вынесло решение 27.05.2008 N 70 о привлечении предпринимателя к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные законодательством сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в виде взыскания финансовых санкций в сумме 144 руб. 60 коп. и направило предпринимателю требование от 27.05.2008 N 70 о добровольной уплате санкций в срок до 14.06.2008. В установленный в требовании срок предприниматель штраф не уплатила, в связи с чем управление обратилось в арбитражный суд.

Суд считает, что в удовлетворении требования управления следует отказать по следующим основаниям.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Согласно пунктам 5 и 6 названной статьи
физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, также представляет сведения, а именно: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Перечисленные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

В силу статьи 1 Закона к физическим лицам, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.

Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, определены статьей 16 Закона, в соответствии с которой органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в частности, требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим федеральным законом.

Той же правовой нормой установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим федеральным законом, а также разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения Законом не предусмотрен.

Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное
пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок осуществления налогового контроля, процедура рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности регламентированы главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), в частности - статьей 101.4, введенной в действие с 01.01.2007.

В соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения.

При этом акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый
орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Установленные статьей 101.4 НК РФ требования распространяются и на органы Пенсионного фонда.

Из материалов дела следует, что управление известило предпринимателя о том, что материалы проверки в отношении нее будут рассмотрены 20.05.2008. Однако фактически решение по материалам проверки было вынесено в другой день - 27.05.2008, о чем предприниматель не извещалась.

Таким образом, акт от 18.04.2008 N 84 рассмотрен в отсутствие лица, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Такой порядок рассмотрения материалов проверки и вынесения решения не соответствует статье 101.4 НК РФ.

Следовательно, вынесенное управлением заочное решение от 27.05.2008 N 70 о привлечении предпринимателя к ответственности не может рассматриваться как законное.

Таким образом, суд считает, что управлением допущено существенное (грубое) нарушение порядка привлечения предпринимателя к ответственности.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении требования управления следует отказать.

Руководствуясь статьями 216, 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Реже Свердловской области отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный
суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru“.

Судья

КИСЕЛЕВ Ю.К.