Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2008 по делу N А60-19754/2008-С9 Лицензионная карточка является подтверждением наличия у лицензиата специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и ее наличие не связано с техническим состоянием транспортного средства, которое обеспечивается установленной процедурой допуска транспортного средства к эксплуатации, в том числе предрейсовыми техническими осмотрами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 сентября 2008 г. по делу N А60-19754/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2008.

Полный текст решения изготовлен 04.09.2008.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина, при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Уральского Управления государственного автодорожного надзора

к Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Т.Л. Авдюкова, представитель по доверенности N 1-15/16 от 16.01.2008 года,

от заинтересованного лица: Ф.И.О. паспорт.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Уральское управление государственного автодорожного надзора просит привлечь предпринимателя Ф.И.О. к административной
ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Е.В. Дешура требования не признала, ссылаясь на отсутствие нарушения.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Уральским управлением Государственного автодорожного надзора проведена плановая проверка предпринимателя Дешура Е.В. в части осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом по Российской Федерации.

В ходе проверки было установлено, что предприниматель, осуществляя данную деятельность на основании лицензии АСС-66-096150, выпустила на линию транспортное средство без лицензионной карточки.

По данному факту составлен протокол N 124-08 от 05.08.2008 года о совершении Дешура Е.В. правонарушения, предусмотренного по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Пунктом 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение на индивидуальных предпринимателей штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Согласно пункту 62 статьи 17 данного Закона лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензионные требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров установлены в пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, к которым в том числе относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров и установленных статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: содержание подпункта “а“ пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом не соответствует сути рассматриваемого спора.

В силу подпунктов “а“, “б“ пункта 5 Положения о лицензировании, грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий признается использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Условия, при наличии которых допускается эксплуатация транспортных средств, перечислены в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (с последующими изменениями и дополнениями).

В частности, пунктом 2 Основных положений предусмотрено, что на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.

Пунктами 11, 12 и 13 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом закреплено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган
выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.

Согласно пункту 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 организации и водители-предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

Из этого следует, что при перевозках пассажиров автомобильным транспортом лицензиат обязан иметь лицензионные карточки на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, а отсутствие лицензионной карточки является нарушением лицензионных требований.

Однако лицензионная карточка является лишь подтверждением наличия у лицензиата специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и ее наличие не связано с техническим состоянием транспортного средства, которое обеспечивается установленной процедурой допуска транспортного средства к эксплуатации, в том числе предрейсовыми техническими осмотрами.

В связи с этим использование транспортного средства без лицензионной карточки не может быть признано использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к эксплуатации и не прошедшего предрейсового технического осмотра, т.е. данные действия не являются грубым нарушением лицензионных требований и не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а должны квалифицироваться по части 3 данной статьи.

В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение данных дел отнесено к компетенции арбитражных судов, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией (пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).

Вместе с тем оснований для привлечений Дешура Е.В. к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ также не имеется.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 05.08.2008 года N 124-08, вменяемое предпринимателю правонарушение заключается в выпуске предпринимателем 02.08.2008 года на линию автобуса ЛАЗ-695 N ЕМ 477 без лицензионной карточки, однако каких-либо доказательств того, что данное транспортное средство использовалось для осуществления деятельности по перевозке пассажиров, т.е. лицензируемого вида деятельности, материалы дела не содержат.

В судебном заседании Дешура Е.В. пояснила, что автобус ею использовался для собственных нужд (получение и доставка запасных частей, осмотр нового транспортного маршрута до пос. Хрустальный).

Эти доводы не противоречат имеющейся в материалах дела копии путевого листа N 901 от 02.08.2008 года с отметкой о маршруте движения транспортного средства - по городу, а также не опровергнуты заявителем.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“ запрещено осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, вместе с тем путевой лист не является доказательством
осуществления Дещура Е.В. деятельности по перевозке пассажиров, при которой предприниматель обязан соблюдать условия, предусмотренные лицензией, в том числе иметь лицензионную карточку на транспортное средство.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Управлением не установлено и не доказано нарушение предпринимателем обязательных условий деятельности по перевозке пассажиров, в связи с чем требования о привлечении Дешура Е.В. к административной ответственности удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ВОРОНИН С.П.