Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2008 по делу N А60-19405/2008-С10 Поскольку предпринимателем не соблюдены требования, установленные действующим законодательством по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ судом удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 сентября 2008 г. по делу N А60-19405/2008-С10

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 04 сентября 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Т.Л. Авдюкова - специалист 2-го разряда, доверенность N 1-15/16 от 11.01.2008, предъявлено удостоверение;

от заинтересованного лица: Е.В. Дешура - индивидуальный предприниматель, предъявлен паспорт.

Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные
права и обязанности. Отводов суду не заявлено, заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.

Заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованное лицо свою вину в совершении административного правонарушения признает полностью, обстоятельства правонарушения не оспаривает, просит суд применить минимальную меру ответственности.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

установил:

в период с 04 по 05 августа 2008 года Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения от 22.07.2008 N 1802 была проведена плановая проверка деятельности индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на предмет соблюдения требований законодательства в сфере оказания автотранспортных услуг.

По результатам проверки составлены акт N 1802 от 04 - 05.08.2008 и протокол об административном правонарушении N 123-08 от 05.08.2008 с приложением N 1.

Установив, что в действиях индивидуального предпринимателя Ф.И.О. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя, суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, исходя из следующего.

Согласно п. п. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность
на основании лицензии N АСС-66-096150, выданной Министерством транспорта Российской Федерации со сроком действия с 18.10.2002 по 18.10.2007 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 человек). Приказом от 09.10.2007 N 890 срок действия указанной лицензии был продлен.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом допущены следующие нарушения: не обеспечена надежность водительского состава за счет приема на работу лиц, претендующих в качестве водителей (факт трудоустройства водителей не подтверждается документально); не ведется должным образом учет рабочего времени водителей (табель учета рабочего времени не утвержденной формы, записи в путевых листах не соответствуют учету времени в табеле и не соответствуют фактически отработанному времени); не обеспечен учет неисправностей транспортных средств и их устранения; журнал регистрации путевых листов (журнал регистрации выхода-возврата АТС) не установленной формы; нарушена правильность заполнения путевых листов; не обеспечен ежедневный контроль технического состояния транспортного средства по возвращении его к месту стоянки; допущен выпуск на линию автобуса ЛАЗ 695 гос. номер ЕМ 477 без лицензионной карточки.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, пункт 4.4.6 отсутствует, имеется в виду пункт 4.4.

Данные факты квалифицированы заявителем как нарушение требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ (далее - Закон N 196-ФЗ); пунктов 4“е“, 11 Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, пунктов 3.1.1, 3.4.3, 4.3, 4.4.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 N 27; Приказа Министерства транспорта РФ от 30.06.2000 N 68; Приказа Минтранса
Российской Федерации N 15 от 20.08.2004; п. 2.2 приказа Минтранса Российской Федерации N 2 от 08.01.1997.

Согласно ст. 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 указанного Закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных ст. 20 Закона N 196-ФЗ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Ответственность хозяйствующих субъектов за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа на должностных лиц, к которым, в силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей, установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, предпринимателем не соблюдены требования установленные действующим законодательством по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при
лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте.

В соответствии пунктом 4“е“ Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637 (далее - Положение N 637) среди лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров, предъявляемых к лицензиату, необходимо наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.

Согласно п. 3.1.1 Приказа Министерства транспорта от 09.03.1995 N 27 лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу в том числе при условии соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

Согласно п. 2.2 приказа Минтранса Российской Федерации N 2 от 08.01.1997 среди основных требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности необходимо отметить прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы.

В нарушение перечисленных норм факт трудоустройства водителей не подтверждается документально (отсутствуют заявления о приеме водителей на работу; трудовые книжки на водителей в ходе проверки не представлены).

Пункт 4 Приказа Министерства транспорта от 20.08.2004 N 15 предусматривает, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной
работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В нарушение указанной нормы, на водителей Парадеева и Соматова заинтересованным лицом не были составлены графики работы на линии, в том числе не установлены время начала, окончания и продолжительность смены.

Указанные обстоятельства зафиксированы в п. 3.1 акта проверки.

Согласно ст. 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с пунктом 15 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 “Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“ рабочее время водителей состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в
течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 Утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

В нарушение данных требований индивидуальным предпринимателем в табелях учета рабочего времени не ведется должным образом учет рабочего времени водителей (табель учета рабочего времени не утвержденной формы, записи в путевых листах не соответствуют учету времени в табеле и не соответствуют фактически отработанному времени). Так 23.07.2008 водитель Мамадалиев на линию не выезжал, а в табеле стоит 8 часов; водитель Саматов по путевым листам 21.07.2008 и 22.07.2008 отработал на линии по 13 и 14 часов соответственно, тогда как в табеле указано 8 часов; 30.07.2008 выезд на линию зафиксирован путевым листом N 1085 фактически же выезд произведен в 16 ч. 00 мин.; возврат был в 21 ч. 15 мин., а в табеле фактического времени в работе возврат не указан; по водителю Меженину в путевом листе N 989 от 10.07.2008 нет отметки о возврате с линии, а в табеле фактическое время в работе указано как 7 часов. Выявлено расхождение с табелем по всем приложенным к материалам дела
путевым листам. Данные факты нашли свое отражение в п. 3.6 акта проверки.

В соответствии с п. 4.4 Приказа Министерства транспорта от 09.03.1995 N 27 организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.

В нарушение данной нормы, учет неисправностей транспортных средств индивидуальным предпринимателем Дешурой Еленой Викторовной не велся (п. 4.4.6 акта).

Приказом Минтранса РФ от 30.06.2000 N 68 “О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте“ утверждены для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей формы путевых листов и форму журнала “Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя“ и “Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями“. Пункт 2 указанной нормы устанавливает, что предприниматели обязаны применять документы, приведенные в пункте 1 настоящего Приказа, при осуществлении перевозок: автобусами - с 1 октября 2000 года; грузовыми и легковыми автомобилями - с 1 января 2001 года.

В нарушение данного Приказа заинтересованное лицо вело журнал регистрации путевых листов в произвольной форме под названием “Журнал регистрации выхода-возврата АТС“ (п. 5 акта).

Также в нарушение Приказа Минтранса РФ от 30.06.2000 N 68 индивидуальным предпринимателем Дешурой Еленой Викторовной неправильно заполнялись путевые листы, а именно: не заполнены строки “выезд“ - “возврат“ (по этим параметрам определяется время в работе); нет общего пробега каждого транспортного средства (этот показатель влияет на проведение ТО и ТР); путевой лист при окончании работы не заверяется личной подписью предпринимателя.

Согласно п. 3.4.3 Приказа Министерства транспорта от 09.03.1995 N
27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация (водители-предприниматели):

- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;

- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;

- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.

В соответствии с п. 4.3 указанного Приказа организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем не обеспечен ежедневный контроль транспортных средств по возвращении к месту стоянки (в подтверждение чего представлены путевые листы N 900 от 01.08.2008, N 901 от 02.08.2008, N 989 от 10.07.2008 без соответствующих отметок).

Пунктами 11, 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637 установлено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи
лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности. При изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами “а“ и “б“ пункта 6 настоящего Положения. В этом случае выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), выдаются в течение 10 дней с даты подачи заявления.

В нарушение приведенных норм предпринимателем допущен выпуск на линию автобуса ЛАЗ 695 (государственный номер ЕМ 477) без необходимых лицензионных документов (лицензионной карточки).

Таким образом, при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальным предпринимателем Дешурой Еленой Викторовной допущены нарушения обязательных лицензионных требований (условий).

Факты перечисленных правонарушений подтверждаются материалами дела и заинтересованным лицом не оспариваются.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина индивидуального предпринимателя определяется как вина физического лица.

Из материалов дела видно, что правонарушение совершено заинтересованным лицом виновно: индивидуальным предпринимателем не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции и не был обеспечен надлежащий контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании. Названное обстоятельство индивидуальным предпринимателем Дешурой Еленой Викторовной также не оспаривается.

Учитывая, что факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения и наличие вины в действиях индивидуального предпринимателя подтверждается материалами дела, а также, принимая во внимание то, что к административной ответственности указанное лицо привлекается впервые (доказательств обратного заявителем не представлено), суд считает, что индивидуальный предприниматель Ф.И.О. подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения штрафа в размере 3000 рублей, то есть в пределах минимального размера санкции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (ОГРН 304667417600044; ИНН 667403043910) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Уральское управление Госавтонадзора)

ИНН 6662023096

КПП 667201001

р/с 40101810500000010010

БИК N 046577001

КБК 10611690040040000140

ОКАТО 65401000000

Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области

Административный штраф Уральского управления Госавтодорнадзора.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.

При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы на решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ШАВЕЙНИКОВА О.Э.