Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2008 по делу N А60-14626/2008-С5 Орган Пенсионного фонда вправе предъявить требование о взыскании финансовых санкций за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения о принудительном их взыскании с должника.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2008 г. по делу N А60-14626/2008-С5
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2008 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.Г. Италмасовой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области
к Ф.И.О. br>
о взыскании 123 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании
от заявителя: в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен надлежащем образом.
от заинтересованного лица: Негашев А.С. - представитель по доверенности от 21.08.2008 года.
Заявитель заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя и о приобщении к материалам дела реестра учета платежей и выписки из ЕГРИП.
Ходатайство судом удовлетворено.
Представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения Арбитражного суда от 25.07.08, отзыва.
Ходатайство судом удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило. Отводов суду не заявлено.
Государственное Учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Ф.И.О. о взыскании штрафной санкции в размере 123 руб. 20 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 г.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления заинтересованным лицом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 21.04.2008 года N 29 и вынесено решение от 27.05.2008 года N 79.
Названным решением заинтересованное лицо привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ в виде штрафа в размере 123 руб. 20 коп. (10% от суммы причитающихся за отчетный год платежей в ПФР) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.01 г. N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами предоставляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда. В соответствии с п. 6 ст. 11 того же Закона сведения о сумме уплаченных страховых взносов представляются в территориальный орган вместе с копией платежного документа.
Сведения об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование должны предоставляться застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, вместе с копией платежного документа, ежегодно, до 1 марта (п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 г. N 318).
В силу ст. 17 указанного выше Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Таким образом, порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ).
Пунктом 1 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о дате и месте рассмотрения результатов проверки, письменных возражений по акту заинтересованное лицо в адрес ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области не направило. На рассмотрение акта не явился, акт рассмотрен в его отсутствие.
Заинтересованному лицу направлено требование N 79 от 27.05.2008 года и предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в десятидневный срок. Однако данное требование не было исполнено, в связи с чем, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2008 г. по делу N А60-34273/07-С11 в отношении Корха С.С. открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
Довод заинтересованного лица относительно невозможности взыскания штрафных санкций при возбуждении дела о банкротстве судом не принимается в связи со следующим.
Статьей 126 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Вместе с тем, согласно статье 2 указанного Закона, денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию; обязательные платежи это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Таким образом, финансовые санкции, начисленные за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах, установленного Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не относятся ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам, а также к иным расходам, погашаемым на основании статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, вне очереди.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ взыскание сумм финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, орган Пенсионного фонда вправе предъявить требование о взыскании финансовых санкций в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения о принудительном их взыскании с должника.
Следовательно, управление ПФ правомерно обратилось с заявлением о взыскании с ИП Корха С.С. финансовых санкций в размере. вне рамок дела о банкротстве и у суда отсутствуют правовые основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
Кроме того, учитывая, что факт непредставления сведений подтверждается материалами дела, суд полагает, что заявитель решением N 79 от 27.05.2008 года правомерно привлек заинтересованное лицо к ответственности в виде штрафа в сумме 123 руб. 20 коп. Доказательств уплаты суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что требование заявителя следует удовлетворить полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области удовлетворить полностью.
2. Взыскать с Ф.И.О. в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в размере 123 руб. 20 коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ госпошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.
Судья
ИТАЛМАСОВА Е.Г.