Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2008 по делу N А60-14617/2008-С9 Поскольку положениями ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей“ не предусмотрено применение порядка реструктуризации в отношении конкретных налогов, не установлено исключений для налоговых агентов, комиссия по финансовому оздоровлению не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации, оспариваемое решение об отказе в реструктуризации задолженности по НДФЛ признано недействительным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 сентября 2008 г. по делу N А60-14617/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2008 года

Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2008 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел 25.08.2008 - 27.08.2008 в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия Свердловской области “Совхоз Верхнесалдинский“ (далее - предприятие) к Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области (далее - комиссия) о признании ненормативного акта недействительным.

В судебном заседании приняли участие представители комиссии - С.В. Аглоткова (доверенность от 20.06.2008), С.В. Минеева (доверенность от 01.07.2008).

Представитель предприятия в
судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (почтовое уведомление от 02.08.2008 N 99440).

От комиссии поступило ходатайство об объявлении перерыва. Ходатайство судом удовлетворено. В судебном заседании объявлялся перерыв до 27.08.2008.

После перерыва судебное заседание продолжено.

После перерыва в судебном заседании принял участие представитель предприятия - В.И. Евдокимов, директор (Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2004 N 1020-ПП).

Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия комиссии, выразившегося в отказе в реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - налог, НДФЛ).

В судебном заседании предприятие уточнило заявленные требования. Просит признать недействительным решение комиссии от 10 апреля 2008 года (протокол N 02) об отказе предприятию в реструктуризации задолженности по НДФЛ.

Мотивируя свои требования, предприятие ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“. Предприятием подано в комиссию заявление установленной формы, а также предприятие соответствует требованиям, предъявляемым к организации, претендующей на участие в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Комиссия представила отзыв, требования не признала. Мотивируя свои возражения, комиссия ссылается на то, что в соответствии с п. 2 Порядка проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 N 4, задолженность по НДФЛ не подлежит реструктуризации. Кроме того, у предприятия как налогового агента отсутствует обязанность по уплате налога, а значит и не может быть изменен срок уплаты налога.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд

установил:

предприятие в феврале 2008 года обратилось в комиссию с заявлением о предоставлении права на
реструктуризацию долгов по НДФЛ по состоянию на 01.01.2008 в размере 5323020 руб. 15 коп., в том числе по налогу в сумме 2933396 руб. 24 коп. и пеням и штрафам в общей сумме 2389623 руб. 91 коп.

Комиссией 10.04.2008 принято решение об отказе предприятию в предоставлении реструктуризации задолженности по налогу, со ссылкой на Порядок проведения реструктуризации долгов по НДФЛ и страховым взносам на пенсионное страхование.

Считая данное решение незаконным, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд считает, что требования предприятия следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей“ (далее - Закон) и п. 1, 2 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52, реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на 1-е число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Статья 13 Закона предусматривает, что должник подает в территориальную комиссию заявление о включении его в состав участников программы. По результатам рассмотрения документов, установленных пунктом 2 настоящей статьи, территориальная комиссия принимает решение.

Статьей 14 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа от участия в программе, а именно: 1) представленные должником документы не соответствуют требованиям к участнику программы; 2) не выполнены условия, ранее предложенные территориальной комиссией; 3) нарушен порядок, установленный уставом должника для принятия решения о подаче заявления о включении в состав участников программы; 4) в отношении
должника в арбитражном суде возбуждено дело о банкротстве.

Должник в срок, установленный статьей 15 Закона, уведомляется о принятом территориальной комиссией решении и вместе с уведомлением получает проект соглашения о реструктуризации долгов.

В статье 9 Закона указаны следующие полномочия федеральной комиссии: организация работы территориальных комиссий, определение перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, определение порядка оценки долгов, порядка проведения реструктуризации долгов, методики расчета показателей финансового состояния должника, базовых условий реструктуризации долгов, типового соглашения о реструктуризации долгов.

Территориальные комиссии определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов, осуществляют контроль за порядком исполнения обязательств, взятых товаропроизводителями по соглашению о реструктуризации долгов.

Таким образом, указанными актами не предусмотрено применение порядка реструктуризации в отношении конкретных налогов, не установлено исключений для налоговых агентов. Комиссия по финансовому оздоровлению не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации.

В рассматриваемых правоотношениях комиссия отказала в предоставлении предприятию права на реструктуризацию задолженности, сославшись на протокол от 25.02.2003 N 4, исключающий реструктуризацию задолженности по подоходному налогу (НДФЛ). Оснований, предусмотренных ст. 14 Закона, комиссией не установлено

При таких обстоятельствах решение комиссии об отказе предприятию в реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц не соответствует Закону.

С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое решение комиссии является незаконным и создает препятствия в реализации прав предприятия в сфере его предпринимательской деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение государственного органа не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании такого решения недействительным. В резолютивной части
решения суд указывает, в частности, на обязанность государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов предприятия должно заключаться в принятия решения о реструктуризации его задолженности по налогу на доходы физических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных Законом.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным решение Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области от 10 апреля 2008 года (протокол N 02) об отказе государственному унитарному предприятию Свердловской области “Совхоз Верхнесалдинский“ в реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц.

Обязать Межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов государственного унитарного предприятия Свердловской области “Совхоз Верхнесалдинский“ путем принятия решения о реструктуризации его задолженности по налогу на доходы физических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей“.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются
в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КИСЕЛЕВ Ю.К.