Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2008 по делу N А60-13816/2008-С8 Поскольку предприниматель не извещен органом Пенсионного фонда РФ о дате фактического рассмотрения материалов проверки, решение о привлечении заинтересованного лица к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, признано незаконным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 августа 2008 г. по делу N А60-13816/2008-С8

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2008 года

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2008 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ф. Савиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области

к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
о взыскании 184 руб. 80 коп.

Заявитель и заинтересованное лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представители не явились. На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.

Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области просит взыскать с индивидуального предпринимателя С.В. Гордеевой штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 в сумме 184 руб. 80 коп.

Заинтересованное лицо отзыв не представило.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

в ходе камеральной проверки соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании индивидуальным предпринимателем С.В. Гордеевой заявителем установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ заинтересованное лицо не представило в Пенсионный фонд индивидуальные сведения за 2007 год. Данное обстоятельство отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 17.04.2008 N 67.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а не статья 1.

По результатам проверки вынесено решение от 23.05.2008 N 53 о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности в виде взыскания санкций в размере 184 руб. 80 коп., составляющих 10 процентов от начисленных страховых взносов в ПФ РФ за 2007 год, на основании ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ.

Заинтересованному лицу требованием от 23.05.2008 N 53 предоставлено право уплатить штраф в добровольном порядке, однако требование в установленный срок исполнено не было.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения органа пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя С.В. Гордеевой штрафа в размере 184 руб. 80 коп. в судебном порядке.

В соответствии с п.
2 ст. 14 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами предоставляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда. В соответствии с п. 6 ст. 11 указанного Закона сведения о сумме уплаченных страховых взносов представляются в территориальный орган вместе с копией платежного документа.

Сведения об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование должны предоставляться застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, вместе с копией платежного документа, ежегодно до 1 марта (п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318).

Согласно абз. 2, 3 ст. 17 вышеуказанного закона страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в
том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Учитывая, что факт непредставления индивидуальным предпринимателем С.В. Гордеевой сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждается материалами дела, каких-либо возражений относительно выявленных нарушений заинтересованным лицом в материалы дела не представлено, санкция заявителем применена правомерно, вместе с тем при принятии решения суд исходит из следующего:

Согласно ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Учитывая, что порядок производства по делу о правонарушении, предусмотренном ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ названным Федеральным законом N 167-ФЗ не установлен, суд считает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через представителя.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте
налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В судебном заседании установлено, что в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 17.04.2008 N 67 указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 16.05.2008 в 10 ч. Однако фактически рассмотрение материалов проверки состоялось 23.05.2008, что подтверждается описательной частью представленного в материалы дела решения от 23.05.2008 N 53.

Таким образом, фактически рассмотрение материалов проверки и вынесение решения состоялось в другой день, о котором индивидуальный предприниматель надлежащим образом извещен не был.

Пункт 14 статьи 101 НК РФ устанавливает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Несоблюдение таких существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки как обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения является основанием для отмены судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учитывая указанные положения и принимая во внимание, что решение от 23.05.2008 N 53 о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
вынесено без извещения заинтересованного лица о фактическом времени и месте рассмотрения материалов проверки и без его участия, суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предоставленных индивидуальному предпринимателю С.В. Гордеевой гарантий защиты и, как следствие, о незаконности решения.

Кроме того, суд отмечает, что определением Арбитражного суда Свердловской области о принятии заявления к производству от 26.06.2008 по настоящему делу заявителю было предложено представить доказательства соблюдения процедуры вынесения решения от 23.05.2008 N 53, предусмотренной ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанное определение суда не исполнено, доказательств соблюдения процедуры вынесения решения от 23.05.2008 N 53 органом Пенсионного фонда не представлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании санкций в размере 184 руб. 80 коп. за непредставление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

САВИНА Л.Ф.