Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А05-6148/2008 Письмо Ростехнадзора об отказе в установлении лимитов на размещение отходов признано законным и обоснованным, поскольку предприятие осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая подлежит лицензированию, в связи с чем ООО необходимо предоставить лицензию.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2008 г. по делу N А05-6148/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В., Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Промвентиляция“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 сентября 2008 года по делу N А05-6148/2008 (судья Бабичев О.П.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Промвентиляция“ (далее - общество, ООО “Промвентиляция“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным выраженных в письме от 18.04.2008 N 05-15/154-2246 действий Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области (далее -
управление, Ростехнадзор) об отказе в установлении лимитов на размещение отходов.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 2 сентября 2008 года по делу N А05-6148/2008 в удовлетворении требований отказано.

ООО “Промвентиляция“ с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению подателя жалобы, общество не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, следовательно, не обязано иметь лицензию. Полагает, что материалы дела не содержат доказательств осуществления такого вида предпринимательской деятельности. Считает, что отказ в установлении лимитов на размещение отходов противоречит закону и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Ростехнадзор в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, общество направило в управление для рассмотрения и согласования Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Проект).

По результатам рассмотрения представленного документа управление в письме от 18.04.2008 N 05-15/154-2246 отказало в установлении лимитов на основании пункта 5 административного регламента Ростехнадзора по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, указав на необходимость представления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Считая, что
отказ управления, выраженный в названном письме, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о том, что на основании сведений, представленных в проекте образования отходов и лимитов на их размещение, предприятие осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая подлежит лицензированию, в связи с чем обществом необходимо ее предоставление.

Апелляционная инстанция соглашается с данным выводом в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон об отходах производства и потребления) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 названной статьи Закона).

В целях реализации статьи 18 Закона об отходах производства и потребления Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 указанных Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление; копию лицензии на осуществление
деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Применительно к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов обязательность наличия такой лицензии установлена в статье 9 Закона об отходах производства и потребления и подпункте 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

В статье 1 Закона об отходах производства и потребления определены такие понятия, как:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

ГОСТ 30772-2001 “Ресурсосбережение.
Обращение с отходами. Термины и определения“ (далее - ГОСТ 30772-2001), введенный в действие с 01.07.2002 постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, более полно раскрывает понятие по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Следовательно, как правильно указывает общество, не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 сбор отходов: деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что отработанные покрышки накапливаются на площадке временного накопления, частично используются на хозяйственные нужды предприятия. Металлическая стружка и остатки, огарки сварочных электродов складируются на площадке временного накопления. В результате производственной деятельности образуется лом черных металлов, который накапливается на площадке временного накопления. В результате распаковки поступающих деталей образуются отходы упаковочного картона, который также накапливается на площадке временного накопления (л.д. 9 - 10 Проекта).

Данные сведения отражены в таблице “Характеристика мест накопления отходов и обоснование нормативов предельного накопления отхода“ (л.д. 49 - 52 Проекта).

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество осуществляет деятельность по сбору опасных отходов на специальных площадках временного хранения.

В силу пункта 5.52 ГОСТ 30772-2001 обезвреживание отходов: обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижения ее уровня до допустимого значения.

Из Проекта следует, что в результате ремонта и обслуживания автотранспорта образуются отходы: аккумуляторы отработанные со сливным электролитом (3 класс опасности отходов), кислота серная отработанная (2 класс опасности отходов), осадок от нейтрализации электролита (4 класс опасности отходов) и
т.д. (л.д. 8 Проекта).

Кислота аккумуляторная серная отработанная образуется в результате слива электролита из отработанных аккумуляторов (л.д. 13 Проекта).

Кислота аккумуляторная серная нейтрализуется, осадок от нейтрализации вывозится на полигон по договору с муниципальным унитарным предприятием “Флора-Дизайн“ (л.д. 8 Проекта).

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что общество осуществляет деятельность по обезвреживанию аккумуляторов свинцовых неразборных путем сливания и последующей нейтрализации кислоты аккумуляторной серной отработанной.

В силу пункта 5.28 ГОСТ 30772-2001 транспортирование отходов: деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.

Из пункта 1.1 договора от 20.02.2007 N 76/01-2007 на поставку лома и отходов цветных и черных металлов, заключенного между ООО “Промвентиляция“ и открытым акционерным обществом “Архангельский Втормет“ (далее - ОАО “Архангельский Втормет“), следует, что общество обязуется продать в Архангельский приемный пункт ОАО “Архангельский Втормет“ лом и отходы цветных и черных металлов. В пунктах 2.1 и 4.2 данного договора установлено, что названный лом на приемный пункт ОАО “Архангельский Втормет“ доставляется обществом (л.д. 86 Проекта).

Договором от 29.08.2007 N 12, заключенным ООО “Промвентиляция“ с открытым акционерным обществом “Архангельсквторресурсы“ (далее - ОАО “Архангельсквторресурсы“), также установлена обязанность общества доставить своим транспортом сырье ОАО “Архангельсквторресурсы“ (пункт 3.3 договора) (л.д. 99 Проекта).

Из пункта 4.2 договора купли-продажи от 29.08.2007 N 35, заключенного ООО “Промвентиляция“ с ОАО “Архангельсквторресурсы“, следует, что товар (вторичное сырье) поставляется обществом на склад ОАО “Архангельсквторресурсы“ (л.д. 97).

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 23.06.2006 N 201л/2006, заключенного между ООО “Промвентиляция“ и обществом с ограниченной ответственностью “ТЭЧ-Сервис“, общество доставляет на переработку целые люминесцентные лампы своим транспортом и за свой счет (л.д. 84
Проекта).

В связи с этим судом первой инстанции правильно установлен факт осуществления ООО “Промвентиляция“ системной деятельности по транспортировке отходов.

Согласно пункту 5.30 ГОСТ 30772-2001 размещение отходов: деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов (пункт 5.30).

Факт осуществления заявителем деятельности по размещению отходов подтверждается условиями заключенного обществом с МУП “Флора-Дизайн“ договора от 21.0.2007 N 196/Т-07 на вывоз отходов производства и потребления (л.д. 91 Проекта).

Как правильно указал суд первой инстанции, МУП “Флора-Дизайн“ по поручению общества и за его счет осуществляет вывоз отходов производства и потребления. При этом из условий указанного договора не следует, что к МУП “Флора-Дизайн“ переходит право собственности на вывозимые отходы. Следовательно, по существу, в соответствии с названным договором лицом, размещающим отходы, является ООО “Промвентиляция“.

Кроме этого, общество систематически извлекает прибыль от своей деятельности (л.д. 86, 97, 99 Проекта).

Довод общества о том, что оно не занимается деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, не принимается судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела.

На основании пункта 4.3 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 N 643, лимиты на размещение опасных отходов устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно пункту 5 указанного Регламента при обращении в территориальный орган Ростехнадзора с заявлением об установлении лимитов на размещение отходов юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, обязано приложить копию лицензии на осуществление деятельности
по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, чего обществом сделано не было.

В связи с изложенным управление правомерно отказало обществу в установлении лимитов на размещение отходов.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка, нормы процессуального права не нарушены.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.

Правовых оснований для отмены принятого по делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 сентября 2008 года по делу N А05-6148/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Промвентиляция“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В.МУРАХИНА

Судьи

А.В.ПОТЕЕВА

Н.С.ЧЕЛЬЦОВА