Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2008 по делу N А60-10462/2008-С9 Поскольку заинтересованное лицо при осуществлении предпринимательской деятельности выполняет работы по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов без специального разрешения (лицензии), заявление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, судом удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2008 г. по делу N А60-10462/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 30 мая 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Е. Максутовой, рассмотрел дело по заявлению

Прокурора г. Березовского

к закрытому акционерному обществу “Управляющая компания ГорСвет“

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Комм Т.А., помощник прокурора, удостоверение N 137052

от заинтересованного лица: Топорищев Э.И., представитель по доверенности от 30.05.08 N 53

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены, в том числе и право на отвод.
Отводов составу суда не заявлено.

От заинтересованного лица поступило ходатайство об отводе прокурора. В судебном заседании от данного ходатайства заинтересованное лицо отказалось.

Прокурор г. Березовского (далее - заявитель, прокурор) просит привлечь закрытое акционерное общество “Управляющая компания ГорСвет“ (далее - заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Заинтересованное лицо в судебном заседании подтвердило, что деятельность осуществлялась в отсутствие лицензии, однако общество в настоящий момент принимает все меры для получения лицензии.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд

установил:

прокуратурой г. Березовского в период с 06.05.2008 по 08.05.2008 проведена проверка закрытого акционерного общества “Управляющая компания ГорСвет“ по вопросам соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Основанием для проведения проверки послужил рапорт помощника прокурора г. Березовского И.А. Яременко от 06.05.2008.

В ходе указанных мероприятий установлено, что заинтересованное лицо при осуществлении предпринимательской деятельности выполняет работы по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов без специального разрешения (лицензии), обязательное наличие которой предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

По результатам проверки закрытого акционерного общества “Управляющая компания ГорСвет“, заместителем прокурора г. Березовского вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 08.05.2008.

Постановление получено нарочно представителем юридического лица Топорищев Э.И., действующего на основании доверенности N 40 от 08.05.2008.

Полагая, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, прокурор г. Березовского обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении заинтересованного лица к
административной ответственности.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее по тексту - Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется в порядке, установленном Положением, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ определено, что к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в
контакт с другими веществами.

Как указано в названной статье под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, под использованием отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии, под обезвреживанием отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, под транспортировкой отходов понимается перемещение отходов в пределах территории РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, согласно которых все опасные отходы разделены на 5 классов.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт осуществления заинтересованным лицом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, что подтверждается договорами на выполнение работ по благоустройству, заключенных между Управлением ЖКХ Березовского городского округа и ЗАО “УК Горсвет“.

Согласно п. 1 представленных в материалы дела договоров на выполнение работ по благоустройству, заключенных между вышеназванными сторонами (договор N 121/72 от 01.04.2008, договор N 114/45 от 01.03.2008, договор N 109/32 от 01.02.2008, договор N 103/19 от
01.01.2008), заказчик поручает, а подрядчик (ЗАО “УК Горсвет“) принимает на себя выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок мест общего пользования (перечень объектов указан в приложении N 1 к договору).

Поскольку в п. 3.1 вышеуказанных договоров сторонами согласована стоимость выполняемых работ, осуществляемая заинтересованным лицом деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, размещению твердых бытовых отходов является предпринимательской, исходя из положений ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786 (зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.2003 N 4891), твердые коммунальные отходы классифицированы 11 наименованиями и отнесены к 4 и 5 классу опасности.

Поскольку названные отходы обладают опасными свойствами в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, на осуществление предпринимательской деятельности по их сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению необходима лицензия.

Однако в нарушение вышеуказанных норм у ЗАО “УК ГорСвет“ на момент проверки 08.05.2008 лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, хранению, транспортировке, размещению опасных отходов отсутствует.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается факт осуществления заинтересованным лицом деятельности по сбору, использованию, хранению, транспортировке, размещению опасных отходов в отсутствие лицензии, следовательно, в действиях юридического лица ЗАО “УК ГорСвет“ содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исходя из объяснений представителя ЗАО “ГорСвет“ Топорищева Э.И. от 08.05.2008, заинтересованное лицо факт осуществления указанной деятельности без лицензии не отрицает, однако указывает, что им предпринимаются меры по получению лицензии (принят на работу эколог, производится паспортизация отходов предприятия, разработан график оформления лицензии, на утверждение переданы лимиты на размещение отходов).

В соответствии с
ч. 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры для получения лицензии.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не выявлено.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения не имеется, поскольку в силу положений п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном же случае правонарушение, с учетом всех конкретных обстоятельств, не может считаться малозначительным, поскольку посягает на общественные отношения в области охраны здоровья человека и поддержания благоприятного состояния окружающей природной среды. Сама сфера деятельности, в которой совершено правонарушение, не позволяет отнести его к малозначительным.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не пропущены, суд считает, что заявленные прокурором г. Березовского требования подлежат удовлетворению, и привлекает закрытое акционерное общество “ГорСвет“ к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме сорока тысяч рублей.

При назначении размера штрафа суд принял во внимание то, что в настоящее время обществом принимаются все меры по получению лицензии, в соответствии со ст. 4.2 Кодекса указанные обстоятельства расценены судом как обстоятельства смягчающие административную ответственность в связи с чем, назначен размер штрафа по минимальному размеру санкции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования прокурора г. Березовского о привлечении закрытого акционерного общества “ГорСвет“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

Привлечь закрытое акционерное общество “ГорСвет“ (место расположения: 623704, Свердловская область, г. Березовский, ул. М. Горького, д. 6, литер А, к. 8, ИНН 6604016533, ОГРН 1069604005591) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме сорока тысяч рублей.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

3. В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

4. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного
апелляционного суда - www.17aas.arbitr.ru, или Федерального арбитражного суда Уральского округа - www.fasuo.arbitr.ru.

5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа - УФК по Свердловской области (Финансовое управление в Березовском городском округе)

ИНН получателя 6604004023

КПП получателя: 660401001

ОКАТО 65412000000

Расчетный счет 40101810500000010010

Наименование банка получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области

Назначение платежа - административный штраф.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.

При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.

Судья

ПЛЮСНИНА С.В.