Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2008 по делу N А60-7470/2008-С10 Поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности предпринимателей помимо применения контрольно-кассовой техники внесения в кассу выручки, суд удовлетворил требования заявителя о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2008 г. по делу N А60-7470/2008-С10

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 29 мая 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи И.В. Евдокимова,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании 27 - 29 мая 2008 года дело по заявлению индивидуального Ф.И.О. Кирилловой (далее - Заявитель)

к инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области (далее - Ответчик)

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от Заявителя: И.А. Кириллова, индивидуальный предприниматель, свидетельство серии 66 N 003165343, паспорт

от Ответчика: Т.Н. Мосякина, специалист 3 разряда по доверенности от
09 января 2008 года, удостоверение N 371753; С.Ш. Безденежных, главный инспектор по доверенности от 09 января 2008 года, удостоверение N 370535

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Ответчика по делу об административном правонарушении от 25 марта 2008 года N 395852 (далее - Постановление).

Заявитель ссылается на отсутствие события правонарушения - факта неоприходования выручки.

Ответчик заявленные требования не признал, представил отзыв и материалы административного производства.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд

установил:

на основании поручения N 86 от 26 февраля 2008 года Ответчиком была проведена проверка по вопросу полноты оприходования Заявителем в кассу наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении наличных денежных расчетов за период: 2005 - 2006 год, 01 января 2007 года - 27 февраля 2008 года.

По результатам проверки 17 марта 2008 года составлены акт проверки (далее - Акт), протокол об административном правонарушении N 328534 по ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), взяты объяснения Заявителя.

25 марта 2008 года Ответчиком вынесено оспариваемое Постановление, согласно которому Заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 000 руб. по ст. 15.1 КоАП РФ.

Из Постановления следует, что нарушение выразилось в неоприходовании 27 февраля 2008 года в кассу предпринимателя денежной выручки в сумме 13 555 руб. 20 коп.

Нарушение установлено путем сверки фискальных отчетов, книги кассира-операциониста и книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя. При этом суммы выручки по фискальному отчету и по книге кассира-операциониста совпадают, но указанная выше неоприходованная сумма не отражена в книге учета доходов и расходов
Заявителя (стр. 3 Акта). Данное обстоятельство зафиксировано также в протоколе настоящего судебного заседания.

Таким образом, Ответчиком сделан вывод о совершении Заявителем правонарушения, выразившегося в неоприходовании в кассу денежной наличности, на основании того обстоятельства, что Заявителем не отражена сумма выручки (13 555 руб. 20 коп.) в книге учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя.

Статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов обязаны применять контрольно-кассовую технику. В соответствии со ст. 5 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники.

В соответствии с п. 11, 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745, по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций.

Согласно п. 3, 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального банка России 22 сентября 1993 года N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при
осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Однако из положений названного Порядка ведения кассовых операций не следует, что книга учета доходов и расходов, которую ведут индивидуальные предприниматели, является кассовой книгой.

Кроме того, Порядком ведения кассовых операций, указанным выше федеральным законом о применении контрольно-кассовой техники прямо предусмотрено, что прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Названные нормативные правовые акты не обязывают индивидуальных предпринимателей помимо ККМ иметь кассу.

Кроме того, суд отмечает, что Порядком ведения кассовых операций предусмотрено наличие кассы только у предприятий, но не индивидуальных предпринимателей.

В судебном заседании представитель налогового органа не дал пояснений о том, какие конкретно нормы (статьи, пункты) законов или иных нормативных правовых актов предусматривают обязанность индивидуального предпринимателя по оприходованию в кассу наличных денег при ведении денежных расчетов с применением ККМ.

Ссылка налогового органа на Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККМ, а также на письмо МНС России от
12 октября 2004 года N 14-1-04/4175 судом не принимается, поскольку из названных документов также не усматривается обязанность индивидуальных предпринимателей помимо применения ККМ внесение в кассу выручки.

В части ведения индивидуальным предпринимателем документов, связанных с применением контрольно-кассовой техники, а именно книги кассира-операциониста, замечаний и претензий у налогового органа не имеется.

На основании изложенного суд полагает, что налоговым органом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Заявителя состава вмененного правонарушения.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требования индивидуального Ф.И.О. Кирилловой удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области по делу об административном правонарушении от 25 марта 2008 года N 395852.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ЕВДОКИМОВ И.В.