Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу N А44-1105/2008 Постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства о взыскании недоимки по страховым взносам признано законным, поскольку постановление регионального отделения Фонда социального страхования РФ не соответствует понятию исполнительного документа ввиду отсутствия информации о расчетных и иных счетах должника, на которые может быть обращено взыскание, а также информации о полном или частичном неисполнении требований.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2008 г. по делу N А44-1105/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,

при участии от Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Фокина Н.В. по доверенности от 09.01.2008 N 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Великого Новгорода Управления Федеральной службы судебных приставов Новгородской области Дудко И.В. на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 апреля 2008 года по делу N А44-1105/2008 (судья Кузема А.Н.),

установил:

Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Великого Новгорода Управления Федеральной службы судебных приставов Новгородской области Дудко И.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным постановления от 02.04.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства и возложении обязанности возбудить исполнительное производство в отношении Фонда по поддержке жилищного строительства для переселенцев Крайнего Севера (далее - Фонд) и общества с ограниченной ответственностью “Эксстрой“ (далее - ООО “Эксстрой“), с участием третьих лиц - Фонда по поддержке жилищного строительства для переселенцев Крайнего Севера и ООО “Эксстрой“.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28 апреля 2008 года требования учреждения удовлетворены.

Судебный пристав-исполнитель с решением не согласился и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что учреждение при вынесении решения о взыскании недоимки за счет имущества страхователя должно самостоятельно выяснить вопрос о наличии у плательщиков счетов в банках и денежных средств на них с учетом того, что он располагает информацией о счетах страхователей, которая в силу закона передается ему налоговыми органами после осуществления государственной регистрации юридического лица. Полагает, что постановления от 04.03.2008 N 512 и 513 не соответствуют всем требованиям статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон N 229-ФЗ).

В отзыве на апелляционную жалобу учреждение считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Отзывы на апелляционную жалобу от Фонда и ООО “Эксстрой“ не поступили.

Судебный пристав-исполнитель, ООО “Эксстрой“ и Фонд надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения
апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав представителя учреждения, исследовав представленные документы, апелляционная инстанция считает, что имеются основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, учреждение направило для исполнения старшему судебному приставу Управления службы судебных приставов Великого Новгорода постановления от 04.03.2008 N 512 и 513 (далее - постановления N 512 и 513) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя, вынесенных в отношении соответственно Фонда и ООО “Эксстрой“.

Указанные постановления направлены судебному приставу-исполнителю письмами от 05.03.2008 N 05/01-07-5800, 05/07-07-5799, в которых учреждение, ссылаясь на отсутствие информации о расчетных счетах страхователя и невозможность в связи с этим взыскания задолженности, просит возбудить исполнительное производство и принять соответствующее решение (лист дела 8, 9).

Судебный пристав-исполнитель постановлением от 02.04.2008 отказал в возбуждении исполнительного производства на основании статьи 13, подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ в связи с тем, что постановления N 512, 513 не являются исполнительными документами, поскольку к ним не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должников.

Основанием для возвращения указанного документа послужил вывод судебного пристава-исполнителя о том, что постановления N 512, 513 не являются исполнительными документами, поскольку к ним не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные
или иные счета должников.

Учреждение с указанным постановлением не согласилось и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Оценив указанные обстоятельства, апелляционная коллегия полагает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ был принят 24.07.1998, а не 27.07.1998.

Порядок принудительного взыскания страховщиком со страхователя недоимки и пеней установлен в пункте 6 статьи 22.1 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон N 125-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя. Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

На основании пункта 5 части 1 статьи
12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Из анализа указанных норм следует, что при неисполнении юридическим лицом своей обязанности по внесению обязательных платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации постановление о взыскании недоимки и пеней является исполнительным документом, исполнение которого производится в порядке, установленном статьей 22.1 Закона N 125-ФЗ и положениями Закона N 229-ФЗ.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств согласно части 6 статьи 21 Закона N 229-ФЗ могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.

В данном случае из материалов дела следует, что постановление учреждения не содержит отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Учреждение не предоставило судебному приставу-исполнителю вместе с постановлениями информацию об отсутствии
или закрытии расчетных и иных счетов должников, на которые может быть обращено взыскание.

При этом доказательств, препятствующих предоставлению информации об отсутствии расчетных счетов должников, к которым можно предъявить инкассовое распоряжение, учреждение не представило.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что судебный пристав-исполнитель неправомерно принял постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 02.04.2008.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что вывод суда об отсутствии необходимости представления учреждением информации, подтверждающей отсутствие сведений о счетах должников, является необоснованным.

Как указано выше, пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

В данном случае постановление учреждения не соответствует понятию исполнительного документа, закрепленного положениями указанной выше статьи.

Апелляционная коллегия не может принять во внимание как основания, подтверждающие доводы учреждения об отсутствии сведений об имеющихся у должниках расчетных счетах, представленные суду выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, так как они не соответствуют пункту 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц“.

Согласно данному пункту Правил регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или)
внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 “Сведения о юридическом лице, включаемые в запись единого государственного реестра юридических лиц“ (далее - приложение N 2) к настоящим Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.

Приложение N 2 содержит, в том числе, сведения о банковских счетах юридического лица.

Выписки, представленные учреждением судебному приставу-исполнителю, сведений о банковских счетах Фонда и общества не содержат.

Доказательства невозможности их запроса у налогового органа и предоставления сведений об открытых расчетных счетах должников на момент предъявления постановлений судебному приставу-исполнителю отсутствуют.

Напротив, из имеющихся в материалах дела сведений налогового органа, Фонд имеет два расчетных счета: N 40703810500000000033 в филиале открытом акционерном обществе “УралСиб“, открыт 03.10.2005, и N 40703810143020000017 в Новгородском отделении Сбербанка РФ N 8629, открыт 01.01.1998.

ООО “Эксстрой“ имеет один расчетный счет N 40702810043020109970, открытый 26.10.1999 в Новгородском отделении Сбербанка РФ N 8629.

Соответственно, на постановлениях учреждения необходима отметка банка об отсутствии на данных расчетных счетах денежных средств, что явилось бы основанием для судебного пристава-исполнителя считать документ исполнительным и возбудить исполнительное производство.

Апелляционная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы в части отсутствия доказательств нарушения прав учреждения действиями судебного пристава-исполнителя по отказу в возбуждении исполнительного производства заслуживают внимания, так как право на предъявление постановлений при выполнении учреждением условия, содержащегося в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона
N 229-ФЗ, не утрачено.

При таких обстоятельствах допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права влекут в силу подпункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ отмену его решения.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 апреля 2008 года по делу N А44-1105/2008 отменить.

В удовлетворении требований Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Великого Новгорода Ф.И.О. об отказе в возбуждении исполнительного производства от 2 апреля 2008 года и возложении обязанности возбудить исполнительное производство в отношении Фонда по поддержке жилищного строительства для переселенцев Крайнего Севера и общества с ограниченной ответственностью “Эксстрой“ - отказать.

Председательствующий

И.Н.БОЧКАРЕВА

Судьи

В.А.БОГАТЫРЕВА

Т.В.ВИНОГРАДОВА