Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2008 по делу N А60-31203/2007-С10 По мнению суда, войсковая часть не может являться юридическим лицом ввиду отсутствия обязательных признаков, предусмотренных нормами ст. 48 ГК РФ, в связи с чем вывод регистрирующего органа о том, что сведения о войсковой части подлежат внесению в ЕГРЮЛ, признан судом необоснованным.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение принято по делу N А60-31203/2007-С10, а не N А60-31203/2008-С10.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 марта 2008 г. по делу N А60-31203/2008-С10

Резолютивная часть решения объявлена 3 марта 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 7 марта 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации

к Инспекции ФНС России по г. Алапаевску Свердловской области,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Государственное учреждение Войсковая часть 09590; Межрайонная ИФНС России N 6 по
Тюменской области; Инспекция ФНС России N 3 по г. Тюмени; Межрайонная инспекция ФНС России N 14 по Тюменской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - А.В. Окатьев, зам. прокурора, уд. N 12829, доверенность N 4/9392/32 от 24.12.2007;

от Министерства обороны России - Е.Н. Трофимов Е.Н., начальник группы, уд. АА N 0372833, доверенность N 505 от 13.03.2007;

от заинтересованного лица - П.А. Доронин, специалист 1 разряда, уд. N 37078, доверенность N 03-07/4 от 24.12.2007;

от третьих лиц - Государственного учреждения Войсковая часть 09590, Межрайонной ИФНС России N 6 по Тюменской области, Инспекции ФНС России N 3 по г. Тюмени, Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Тюменской области - представители не явились, уведомлены надлежащим образом. Государственное учреждение Войсковая часть 09590, Межрайонная инспекция ФНС России N 14 по Тюменской области уведомили суд о возможном рассмотрении дела без своего участия.

На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении предмета искового требования. Ходатайство изложено в письменном виде и приобщено к материалам дела. Принимая во внимание положение ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ходатайство судом удовлетворено.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

С учетом уточненных требований Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации просит Арбитражный суд Свердловской области признать незаконным решение Инспекции МНС России по г. Алапаевску Свердловской области N 92 от 23.01.2003 о регистрации Войсковой части 09590 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002.

В обоснование требований заявитель ссылается на несоблюдение заинтересованным
лицом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ (далее - Закон N 129-ФЗ), поскольку сообщение, представленное третьим лицом в налоговый орган для регистрации, не подтверждало наличие у Войсковой части статуса юридического лица, что, по мнению прокурора, нарушает права Министерства обороны Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации заявленные требования поддерживает. Отзыв не представлен.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, ссылаясь на отсутствие у налогового органа полномочий по проверке сведений, указанных в представленных документах.

Государственное учреждение Войсковая часть 09590 заявленные требования поддерживает. Представлен отзыв.

Межрайонная ИФНС России N 6 по Тюменской области, Инспекция ФНС России N 3 по г. Тюмени, Межрайонная инспекция ФНС России N 14 по Тюменской области по существу заявленных требований не высказались. Межрайонной инспекцией ФНС России N 14 по Тюменской области представлен отзыв.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Военной прокуратурой Приволжско-Уральского военного округа проведена проверка Войсковой части 09590, в ходе которой установлено нарушение Инспекцией ФНС России по г. Алапаевску Свердловской области положений Закона N 129-ФЗ при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о Войсковой части 09590.

Войсковой частью 09590 в Инспекцию ФНС России по г. Алапаевску Свердловской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) представлено сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Закона N 129-ФЗ (форма N Р17001).

На основании указанного сообщения инспекцией 23.01.2003 в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным номером 1036600000920 о том, что Государственное учреждение Войсковая часть 09590 зарегистрировано в качестве юридического лица.

Одновременное инспекцией 23.01.2003 принято решение N 92 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002,
в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц - Государственного учреждения Войсковая часть 09590 (далее - Войсковая часть 09590).

Полагая, что данное решение заинтересованного лица о государственной регистрации Войсковой части 09590 в качестве юридического лица незаконно и нарушает права Министерства обороны Российской Федерации, Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа обратился в суд с настоящим требованием.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В силу п. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием государственных органов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ пункт 1 статьи 1 отсутствует, имеется в виду абзац 2.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.

Следовательно, внесение записей в Единый государственный реестр юридических лиц является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц.

При анализе представленных на регистрацию документов регистрирующий орган обязан учитывать требования иных федеральных законов.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 “Вопросы Министерства обороны РФ“, Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре РФ“ предусматривает право прокурора участвовать в
рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами (п. 1 ст. 35).

В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными действий государственных органов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 2 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ обращения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации имеют право направлять прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Прокуроры военных округов являются приравненными к прокурорам субъектов РФ (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“).

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

В силу ст. 120 ГК РФ учреждением признается
некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Из приведенных норм следует, что в представленных в регистрирующий орган заявлениях, необходимых документах и сведениях выражена воля учредителя, содержатся все конституирующие признаки юридического лица в соответствии с установленными Гражданским кодексом Российской Федерации императивными правилами его учреждения.

Государственная регистрация как акт публичной власти делает это существование юридического лица законным, санкционируя такому лицу возможность выступать в обороте от собственного имени и нести ответственность по своим обязательствам лишь принадлежащим ему как новому субъекту права имуществом.

Также, из анализа указанных норм следует, что регистрирующий орган регистрирует юридические лица не только на основании заявления и указанной в нем информации, он проверяет и комплектность документов и устанавливает факт их представления или непредставления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ в государственный реестр юридических лиц подлежат внесению сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Следовательно, внесение в реестр юридических лиц сведений о субъекте, не имеющем статуса юридического лица, является незаконным.

Содержание реестра юридических лиц определено пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, в соответствии с которым в реестре юридических лиц должны содержаться, в частности, следующие сведения и документы: полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, адрес (место нахождение) постоянно действующего исполнительного органа, сведения об учредителях юридического лица, а также подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (подпункты “а“, “б“, “в“, “д“ и “е“).

Как следует из материалов дела, инспекцией 23.01.2003 в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным номером 1036600000920 о Войсковой части 09590.

В строках 8, 34 - 37 ЕГРЮЛа указаны сведения об образовании данного
юридического лица: в качестве события, с которым связана государственной регистрация, указано - государственная регистрация юридического лица до 01.07.2002, регистрирующий орган - Министерство обороны СССР, регистрационный номер при создании - 314/9/00803, дата регистрации - 29.08.1987.

Из пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ и подпункта 9 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357 (в редакции, действовавшей в момент принятия инспекцией решения о государственной регистрации Войсковой части 09590), следует, что вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Закон N 129-ФЗ введен в действие с 1 июля 2002 года.

Согласно пункту 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу вышеуказанного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами “а“, “д“, “л“ пункта 1 статьи 5, содержащие сведения о юридическом лице в едином государственном реестре юридических лиц, а именно: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Согласно пп. а п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.10.2002 N БГ-3-09/572 “О Методических разъяснениях по порядку заполнения формы N Р17001 “Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления
в силу Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ (действовавшем в период осуществления инспекцией государственной регистрации Войсковой части 09590 в качестве юридического лица) предусмотрено, что следует руководствоваться учредительными документами юридического лица. Названными методическими рекомендациями предусмотрено, что в ЕГРЮЛ включаются сведения лишь о юридических лицах. Поэтому в случае поступления сообщения по форме 17001 от организации, подведомственной органам управления (специально уполномоченным органам исполнительной власти в области обороны), распорядительный акт о создании организации и в обязательном порядке устав (Положение) такой организации должны содержать запись о том, что данная организация имеет статус юридического лица.

Из регистрационного дела Войсковой части 09590, предоставленного суду Межрайонной инспекцией ФНС России N 14 по Тюменской области, где в настоящее время состоит на налоговом учете Войсковая часть 09590, следует, что 26.12.2002 Войсковой частью 09590 в инспекцию было представлено лишь сообщение формы Р17001 и выписка из исторического формуляра, согласно которому Войсковая часть 09590 была образована 01.12.1988 на основании Директивы Министерства обороны ССР от 29.08.1987 N 314/9/00805. Иные документы, необходимые для регистрации юридического лица, представлены не были. При таких обстоятельствах инспекция, внося в ЕГРЮЛ сведения о Войсковой части как о юридическом лице, указанные обстоятельства не проверила, наличия у Войсковой части статуса юридического лица, в том числе приобретенного до 01.07.2002.

В силу статьи 61 ГК РФ регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в случае нарушения установленного законом порядка.

Представленное Войсковой частью 09590 в регистрирующий орган сообщение не содержит всех предусмотренных ст. 26 Закона N 129-ФЗ сведений, в частности, об учредителях (участниках) юридического лица. В силу пп. “а“ п. 1 ст. 23 Закона указанное обстоятельство
должно было явиться основанием для отказа в государственной регистрации. Между тем инспекция произвела государственной регистрацию Войсковой части 09590 в качестве юридического лица.

Из объяснений военного прокурора и Министерства обороны Российской Федерации, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что решения о придании Войсковой части 09590 статуса юридического лица, утверждении ее организационно-правовой формы и устава Министерство обороны Российской Федерации не принимало. Положения о Войсковой части с приданием ей статуса юридического лица не имеется. Какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах также не существует. При этом ни в налоговом органе, ни в Войсковой части 09590 не имеется документов о наделении данной Войсковой части статусом юридического лица либо при ее создании, либо в последующее время, соответствующие документы не были представлены в регистрирующий орган. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.

Из исторического формуляра, содержащего сведения о формировании Войсковой части 09590, также не следует, что данная организация является юридическим лицом.

Кроме того, суд установил, что на момент государственной регистрации имущество Войсковой части 09590 являлось федеральной собственностью, сама она финансировалась из федерального бюджета и не могла по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам. Фактически на момент государственной регистрации указанная Войсковая часть входила в состав войск Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что Войсковая часть 09590 не может являться юридическим лицом ввиду отсутствия обязательных признаков, предусмотренных нормами ст. 48 ГК РФ.

С учетом изложенного вывод инспекции о том, что Войсковая часть 09590 является юридическим лицом, зарегистрированным до 01.07.2002, сведения о котором подлежат внесению в ЕГРЮЛ, не
обоснован.

Довод регистрирующего органа о том, что государственная регистрация в ЕГРЮЛ носит заявительный характер, а инспекция не наделена полномочиями по проведению правовой экспертизы представляемых для государственной регистрации документов, не может быть принят во внимание, поскольку при государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, налоговый орган в силу п. 3 ст. 26 Закона 129-ФЗ должен был убедиться в наличии государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица до указанной даты. Документы, свидетельствующие о наличии у воинской части 09590 статуса юридического лица, на момент обращения в регистрирующий орган представлены не были.

Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание, что при обращении в регистрирующий орган с сообщением о представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированным до вступления в силу Закона N 129-ФЗ, Войсковая часть 09590 не представила документы, предусмотренные законом и подтверждающие статус юридического лица, суд считает, что у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для внесения записи о Войсковой части в ЕГРЮЛ и принятии решения о государственной регистрации Войсковой части 09590 в качестве юридического лица.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий государственного органа подается в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее права и законных интересов.

Согласно п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.11.2001 N 15 и от 15.11.2001 N 18, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ), независимо от того, кто обратился в суд за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица, в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Судом установлено, что в Министерство обороны Российской Федерации какие-либо документы, указывающие на внесение Войсковой части 09590 в ЕГРЮЛ, не поступали. Заявитель узнал о нарушении прав Министерства обороны РФ 14.09.2007, получив сопроводительное письмо N 3485 от 10.09.2007 к материалам, поступивших из Военной прокуратуры Нижнетагильского гарнизона.

Следовательно, срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не истек. Доказательств обратного сторонами суду не представлено, возражений не заявлено.

При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

В данном случае прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, а инспекция как ответчик не освобождена от уплаты государственной пошлины. Данный вывод подтверждается п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117.

При таких обстоятельствах следует взыскать с инспекции в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить решение Инспекции МНС России по г. Алапаевску Свердловской области N 92 от 23.01.2003 о регистрации Войсковой части 09590 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, как противоречащее главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Инспекции МНС России по г. Алапаевску Свердловской области в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ШАВЕЙНИКОВА О.Э.