Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2008 по делу N А60-29715/2007-С9 Осуществление налогового контроля в форме камеральной проверки допустимо лишь при наличии соответствующих документов, представленных самим налогоплательщиком. Непредставление налогоплательщиком предусмотренных законодательством документов (сведений) не может являться основанием для проведения камеральной проверки, а вынесенное по результатам такой проверки решение налогового органа является незаконным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2008 г. по делу N А60-29715/2007-С9

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - управление) к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее - предприниматель) о взыскании финансовых санкций.

В судебном заседании приняла участие представитель управления - Н.В. Рудковская (доверенность от 01.02.2007).

Предприниматель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (справка
органа почтовой связи от 10.01.2007 о невручении судебного акта в связи с истечением срока хранения).

Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в сумме 180 руб.

Предприниматель возражений не представил.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения управления, суд

установил:

управлением проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления предпринимателем сведений персонифицированного учета. Результаты проверки отражены в акте от 02.05.2007 N 2367, согласно которому предпринимателем не были представлены в срок до 01.03.2007 сведения за 2006 год.

Управлением вынесено решение 19.07.2007 N 2367 о привлечении предпринимателя к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные законодательством сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, за 2006 год в виде взыскания финансовых санкций в сумме 180 руб. и направлено предпринимателю требование от 30.07.2007 N 2367 о добровольной уплате штрафа в 3-дневный срок. В установленный в требовании срок предприниматель штраф не уплатил, в связи с чем управление обратилось в арбитражный суд.

Суд считает, что в удовлетворении требования управления следует отказать по следующим основаниям.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Согласно пунктам 5 и 6 названной статьи физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, также представляет сведения,
а именно: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Перечисленные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

В силу статьи 1 Закона к физическим лицам, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.

Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, определены статьей 16 Закона, в соответствии с которой органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в частности, требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим федеральным законом.

Той же правовой нормой установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, а также разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения Законом не предусмотрен.

Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля
за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок осуществления налогового контроля в форме камеральной проверки, процедура рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности регламентированы главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ).

В силу статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Следовательно, налоговый контроль может проводиться исключительно в формах, предусмотренных Кодексом.

Согласно статье 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 88 НК РФ основанием для проведения камеральной проверки является представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета); проверка проводится в 3-месячный срок, исчисляемый со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов.

Следовательно, осуществление налогового контроля в форме камеральной проверки допустимо лишь при наличии соответствующих документов, представленных самим налогоплательщиком. Непредставление налогоплательщиком предусмотренных законодательством документов (сведений) не может являться основанием для проведения камеральной проверки, а вынесенное по результатам такой проверки решение налогового органа является незаконным.

Правильность такого толкования подтверждается, в частности, Постановлением Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 2662/07.

В силу статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ данный вывод распространяется и на камеральные проверки, проводимые органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с предоставленными им полномочиями, в частности по контролю за представлением страхователями и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, предусмотренных Законом сведений.

Как следует из материалов дела, указанные в пункте 5 статьи 11 Закона сведения предприниматель не представлял. При таких обстоятельствах суд считает, что у управления не имелось правовых оснований для проведения камеральной проверки, а проведенная управлением 02.05.2007 проверка является незаконной.

По мнению суда, в случае непредставления страхователями и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, предусмотренных Законом сведений в установленный срок органами Пенсионного фонда Российской Федерации могут реализовываться иные упомянутые выше полномочия, закрепленные в статье 16 Закона.

Пунктом 2 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Установленные статьей 101 НК РФ требования распространяются и на органы Пенсионного фонда. Однако из материалов дела и объяснений управления следует, что управление не извещало предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов камеральный проверок. Такой порядок вынесения решения не соответствует статье
101 НК РФ.

Следовательно, вынесенное управлением заочное решение от 19.07.2007 N 2367 о привлечении предпринимателя к ответственности не может рассматриваться как законное.

Таким образом, суд считает, что управлением допущены существенные (грубые) нарушения порядка проведения проверки и привлечения предпринимателя к ответственности.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении требований управления следует отказать.

Руководствуясь статьями 216, 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

КИСЕЛЕВ Ю.К.