Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.12.2008 N Ф08-7202/2008 по делу N А63-1632/2008-С1-35 Руководствуясь статьей 4 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющих детей“, суд пришел к выводу, что оплата каких-либо услуг банка не основана на действующем законодательстве и является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Факт нецелевого использования бюджетных средств подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2008 г. N Ф08-7202/2008

Дело N А63-1632/2008-С1-35

Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 4 декабря 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мельника В.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - государственного учреждения “Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“ - Евтеева В.В. (доверенность от 26.12.2007) и Ковалева О.Ю. (доверенность от 31.01.2008), от ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь - Сафроновой И.В. (доверенность от 30.01.2007), от третьего лица - акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации
(открытое акционерное общество) в лице Северо-Кавказского банка Российской Федерации - Зиновьевой Т.Ф. (доверенность от 29.08.2008), в отсутствие третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Северо-Кавказского банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.08.2008 по делу N А63-1632/2008-С1-35 (судья Мещерин А.И.), установил следующее.

ГУ “Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“ (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - министерство) с иском о взыскании 2 040 545 рублей 52 копеек расходов по выплате пособий, произведенных с нарушением требований законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Северо-Кавказского банка Российской Федерации (далее - Сбербанк) и Министерство финансов Ставропольского края.

Решением от 13.08.2008 с министерства взыскано 1 284 994 рубля 01 копейка денежных средств, использованных не по целевому назначению во втором квартале 2007 года. В части взыскания 488 915 рублей 48 копеек производство по делу прекращено в связи с отказом истца от требований в этой части.

В кассационных жалобах министерство и Сбербанк просят отменить решение и прекратить производство по делу. По мнению заявителей, фонд является ненадлежащим истцом, поскольку взыскиваемая денежная сумма не является денежными средствами фонда, а относится к средствам федерального бюджета, порядок взыскания которых осуществляется в бесспорном порядке в соответствии с бюджетным
законодательством. Заявители указывают, что предусмотренное в договоре от 05.02.2007 N 04-471 вознаграждение выплачивается Сбербанку не за осуществление банковских операций, а за доставку пособий лицам, являющимся их получателями. Исходя из требований пункта 3.1 Положения Центрального Банка РФ от 03.10.2002 N 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации“, министерство должно оформлять платежное поручение на каждого получателя выплат, что составляет 14 тыс. платежных поручений. Заключенный банком и министерством договор от 05.02.2007 N 04-471 предусматривает, что денежные средства, предназначенные для выплаты пособий, перечисляются банку одним платежным поручением без разбивки на каждого получателя с одновременным направлением банку реестра, содержащего сведения о получателях пособий и номерах их счетов. Суть услуги по доставке пособия заключается в том, что банк самостоятельно оформляет платежное поручение на каждого получателя пособия. Банковские операции по зачислению пособий на счета граждан и выдаче им денежных средств осуществляются банком бесплатно. Услуги по доставке пособий подлежат оплате на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющих детей“ (далее - Закон N 81-ФЗ) и пункта 9 Правил финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.06 N 866 (далее - Правила). Пункт 9 Правил, в редакции, действовавшей на дату уплаты министерством вознаграждения, предусматривает финансовое обеспечение расходов на доставку пособий в кредитные учреждения.

В отзыве на жалобу фонд просит отказать в ее удовлетворении, считая решение законным и обоснованным.

В
судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.

Изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежат удовлетворению.

Как видно материалов дела, фонд и министерство заключили договор от 19.01.2007 N 8 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“. В соответствии с условиями договора фонд обязался осуществлять ежемесячное перечисление средств, поступивших из федерального бюджета на основании заявок, представленных органом социальной защиты, на банковский счет последнего для выплаты указанного пособия. В пункте 4 договора предусмотрено право фонда осуществлять контроль за целевым расходованием органом социальной защиты средств, перечисленных для выплаты данного пособия (т. 1 л.д. 16-18)

05 февраля 2007 года банк и министерство заключили договор N 04-471 о зачислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком на счета физических лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию, в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях. Согласно пункту 2.1 договора банк по поручению и за счет министерства осуществляет зачисление ежемесячного пособия по уходу за ребенком на счета лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию. В пункте 4.1.2 договора министерство обязалось оплачивать услуги банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц, согласно представленным министерством реестрам и/или расчетным документам, оформленным на отдельных получателей - владельцев счетов без предоставления реестров в размере 1% от общей суммы подлежащих
зачислению денежных средств, путем перечисления данной суммы платы на счета филиала (филиалов) банка, в которых открыты счета физических лиц (т.1, л. д. 1 - 28).

Проверками фонда за I - III кварталы 2007 года установлены факты уплаты министерством комиссионного вознаграждения банку за услуги, предусмотренные договором от 05.02.2007 N 04-471, по зачислению ежемесячного пособия по уходу за ребенком на счета физических лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию, в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях. Фондом приняты решения о непринятии расходов банка за пересылку и доставку пособий в размере 1 % в счет средств, полученных от отделения фонда на выплату пособий по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Считая, что уплата министерством комиссионного вознаграждения банку за предусмотренные договором от 05.02.2007 N 04-471 услуги по зачислению денежных средств на счета физических лиц в размере 1% от общей суммы подлежащих зачислению денежных средств является нецелевым расходованием денежных средств, фонд обратился с иском в арбитражный суд.

Закон N 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Статья 4 названного Закона предусматривает, что расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной
почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается.

Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей“ в статью 4 Закона N 81-ФЗ внесено дополнение о выплате за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацами вторым и третьим). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В связи с введением с 01.01.2007 ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ и типовая форма договора между региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено давать разъяснения по вопросам применения Правил.

Пункт 9 Правил (в редакции, действовавшей до издания постановления Правительства РФ от 30.01.2008 N 32) устанавливает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделов Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, исходя из размеров, назначенных получателям пособия в соответствии с Федеральным законом “О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, включая расходы на пересылку и доставку, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия.

Руководствуясь статьей 4 Закона N 81-ФЗ, суд пришел к выводу, что оплата каких-либо услуг банка не основана на действующем законодательстве и является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Факт нецелевого использования бюджетных средств в размере 1 284 994 рубля 01 копейка подтвержден материалами дела.

Утверждения заявителей о том, что пункт 9 Правил, в редакции, действовавшей на дату уплаты министерством вознаграждения, предусматривает финансовое обеспечение расходов на доставку пособий в кредитные учреждения, не может быть принят во внимание, так как в соответствии с данным пунктом Правил оплата расходов на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится только организациям федеральной почтовой связи. Пункт 9 Правил не позволяет однозначно и определенно считать оформление банком платежных поручений на каждого получателя выплат доставкой денежных средств.

Утверждения заявителей жалоб о том, что предусмотренное в договоре от 05.02.2007 N 04-471 вознаграждение выплачивается Сбербанку не за осуществление банковских операций, а за доставку пособий лицам, являющимся их получателями, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Согласно статье 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В пункте 4.1.2 договора указано, что министерство оплачивает услуги банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц в размере 1% от общей суммы подлежащих зачислению денежных средств.

Банковские операции по зачислению
денежных средств на счета физических лиц осуществляются в соответствии с требованиями, установленными Положениями Центрального Банка РФ от 03.10.2002 N 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации“ и от 01.04.2003 N 222-П “О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации“.

Доводы о том, что фонд является ненадлежащим истцом, правомерно отклонены судом со ссылкой на то, что фонд уполномочен контролировать целевое использование бюджетных средств, что также следует из пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.06 N 866 и направленным в соответствии с ним письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.03.2007 N 02-18/04-2681 с Рекомендациями по проведению проверок государственными учреждениями - региональными отделениями фонда целевого расходования средств органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, перечисленных региональными отделениями фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены или изменения решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.08.2008 по делу N А63-1632/2008-С1-35 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.В.МЕЛЬНИК

Судьи

Л.И.САВЕНКО

Н.В.ЧЕСНЯК