Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2008 N Ф08-7172/2008 по делу N А32-11767/2007-22/187 При разрешении спора суд установил, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и не подлежит приватизации. Поскольку правовые основания для выкупа указанного участка отсутствуют, суд признал требование истца о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи земельного участка неправомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2008 г. N Ф08-7172/2008

Дело N А32-11767/2007-22/187

Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2008.

Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Белоусовой Л.В. и Воротникова А.Е., в отсутствие истца закрытого акционерного общества “Адлер-АОП“ и ответчиков: администрации муниципального образования город Сочи, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю - Хомич И.Н. (доверенность от 09.01.2008), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Адлер-АОП“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 (судья Чуприна Т.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.09.2008 (судьи Ильина М.В., Галов В.В., Захарова Л.А.) по делу N А32-11767/2007-22/187, установил следующее.

ЗАО “Адлер-АОП“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город Сочи (далее - администрация), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) о понуждении администрации к заключению договора купли-продажи земельного участка площадью 226 кв. м с кадастровым номером 23:49:04 03 036:0051, расположенного под зданием кафе “Мираж“ по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубая, 6 “Г“, с определением цены земельного участка в размере 448 022 рубля 38 копеек.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008, в удовлетворении иска отказано.

Судебные инстанции исходили из того, что администрация не является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 03 036:0051. Поэтому указанный ответчик не вправе выступать продавцом в договоре купли-продажи, заключения которого требует общество (т. 1, л. д. 131; т. 2, л. д. 49).

Общество обжаловало судебные акты в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить решение и апелляционное постановление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению истца, суды сослались на недействующее решение Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142, которое признано утратившим силу решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 N 84. Согласно кадастровому плану спорного земельного участка он относится к землям поселений, а не к категории земель - особо охраняемые природные территории. Следовательно, испрашиваемый обществом земельный участок не относится к федеральной собственности.
При разрешении спора судебные инстанции также не учли, что на территории города Сочи в установленном порядке (Правительством Российской Федерации) не утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны.

Администрация и территориальное управление отзывов на жалобу не направили.

От территориального управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей указанного ответчика.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, комитет по управлению муниципальным имуществом города Сочи и АОЗТ “Адлер-АОП“ (правопредшественник общества) в порядке приватизации заключили договор купли-продажи от 21.07.1992 N 5. По условиям договора АОЗТ “Адлер-АОП“ приобрело в собственность за плату приватизируемое муниципальное предприятие “Комбинат питания “Адлер“ (т. 1, л. д. 39).

Имущество приватизируемого предприятия передано по акту приема-передачи от 30.07.1992. Согласно приложению N 1 к акту от 30.07.1992 правопредшественнику истца передано здание кафе “Мираж“ по ул. Просвещения, 136 (т. 1, л. 45). В деле имеется справка Муниципального института генплана о присвоении зданию кафе “Мираж“ почтового адреса: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубая, 6 “Г“ (т. 1, л. д. 20).

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Сочи выдал АОЗТ “Адлер-АОП“ свидетельство о праве собственности, согласно которому последнее является собственником имущества комбината питания, переданного по акту приема-передачи от 30.07.1992 (т. 1, л. д. 35).

Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации города Сочи с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 226 кв. м под зданием кафе “Мираж“, расположенным по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубая, 6 “Г“. Комитет отказал в предоставлении земельного участка в
собственность общества, что послужило основанием для обращения его в арбитражный суд с настоящим иском.

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 03 036:0051 относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и не подлежит приватизации. Поскольку правовые основания для выкупа указанного участка отсутствуют, суды признали требование общества о понуждении администрации к заключению договора купли-продажи спорного участка неправомерным.

Данный вывод судебных инстанций является правильным.

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В силу пункта 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи закреплено, что к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).

Действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель
особо охраняемых природных территорий. На основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ на такие земельные участки упомянутый закон не распространяется.

В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“ и Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“ курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
12.04.1993 N 337 “О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи“ Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.

Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 “О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта“, а также решением от 02.09.1987 N 455 “О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи“. Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.

Внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории). Поэтому спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий и не подлежит приватизации в силу закона.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.

Довод заявителя жалобы о том, что решение Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, не может применяться к спорным правоотношениям в связи с отменой его решением Городского собрания г. Сочи от 26.04.2007 N 84, рассмотрен и отклонен апелляционным судом со ссылкой на часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме процессуального закона арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу
нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по отмене актов органов государственной власти.

Рассмотрен и признан несостоятельным судами и довод общества о том, что спорный земельный участок не может относиться к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, поскольку согласно кадастровому плану относится к иной категории земель - землям поселений. Как правильно указали суды, по смыслу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земли поселений могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий.

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена обществом при ее подаче (т. 2, л. д. 60).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу N А32-11767/2007-22/187 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи

Л.В.БЕЛОУСОВА

А.Е.ВОРОТНИКОВ