Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.11.2008 N Ф08-6902/2008 по делу N А32-11535/2008-12/152-30АЖ Вина общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение своим работником требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники и не осуществило надлежащий контроль за исполнением им трудовых обязанностей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2008 г. N Ф08-6902/2008

Дело N А32-11535/2008-12/152-30АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Паймаковой Л.В., судей Прокофьевой Т.В. и Яценко В.Н., с участием в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края - Дедкова А.М. (доверенность от 19.08.2008), в отсутствие заявителя - Красноармейского районного союза потребительских обществ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, рассмотрев кассационную жалобу Красноармейского районного союза
потребительских обществ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2008 по делу N А32-11535/2008-12/152-30АЖ (судья Савченко Л.А.), установил следующее.

Красноармейский районный союз потребительских обществ (далее - райпотребсоюз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 04.06.2008 N 136 о привлечении к ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 30 тыс. рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Решением от 28.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Райпотребсоюз обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда. Заявитель жалобы указывает на отсутствие его вины в совершении правонарушения, поскольку приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства: проведен инструктаж по соблюдению правил торговли; в инструкции буфетчика и трудовом договоре предусмотрена обязанность использовать контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) и выдавать покупателям кассовые чеки; торговое место обеспечено исправной контрольно-кассовой машиной.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его соответствие закону и фактическим обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании поручения от 13.05.2008 N 074 налоговая инспекция провела проверку принадлежащего райпотребсоюзу магазина “Кулинария“, расположенного по адресу: ст. Красноармейская, ул. Ковтюха,
93, по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. В ходе проверки установлено, что при оказании услуги общественного питания посетителю - комплексного обеда на сумму 67 рублей 50 копеек не применена контрольно-кассовая машина, чек покупателю не выдан. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 13.05.2008 и протоколе об административном правонарушении от 23.05.2008 N 12-073.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 04.06.2008 N 136 о привлечении райпотребсоюза к ответственности по статье 14.5 Кодекса в виде взыскания 30 тыс. рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Указанное постановление обжаловано в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Данный вывод соответствует обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с абзацем 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны

применять исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки.

Статьей 14.5 Кодекса установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Суд на основании имеющихся в деле доказательств установил, что буфетчик общества при оказании услуги общественного питания не пробил и не выдал покупателю чек контрольно-кассовой машины с указанием уплаченной суммы. Это обстоятельство заявителем не оспаривается.

Таким образом, вывод суда о наличии в действиях райпотребсоюза состава правонарушения является обоснованным.

В кассационной жалобе райпотребсоюз, не оспаривая факта совершения административного правонарушения, ссылается на отсутствие своей вины.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ, а не N 154-ФЗ.

Довод кассационной жалобы об отсутствии вины в совершении правонарушения был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку неисполнение юридическим лицом требований Федерального закона N 154-ФЗ вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности, установленной статьей 14.5 Кодекса. Вина общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение своим работником требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники и не осуществило надлежащий контроль за исполнением им трудовых обязанностей.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, оценил имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2008 по делу N А32-11535/2008-12/152-30АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.ПАЙМАКОВА

Судьи

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

В.Н.ЯЦЕНКО