Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.09.2008 N Ф08-5727/2008 по делу N А32-24775/2007-14/545-141АЖ Привлечение общества к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ является правомерным, поскольку обществом нарушены условия лицензионного соглашения и требований законодательства, связанных с геологическим изучением и рациональным использованием и охраной недр.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2008 г. N Ф08-5727/2008

Дело N А32-24775/2007-14/545-141АЖ

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Шапочка О.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ“ - Семина Д.И. (доверенность от 03.03.2008), Дугина А.В. (доверенность от 17.07.2007), Федяевой Н.В. (доверенность от 16.01.2008), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2008 (судья Тарасенко А.А.)
и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 (судьи Ткаченко Т.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-24775/2007-14/545-141АЖ, установил следующее.

ОАО “КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - управление) от 04.12.2007 N 15-029-5ПГ о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008, в удовлетворении требований общества отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава правонарушения, оспариваемое постановление принято полномочным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к ответственности.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт по делу. В обоснование жалобы заявитель указывает на несогласие с выводом суда о наличии в его действиях состава правонарушения.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, администрация Краснодарского края и Министерство природных ресурсов Российской Федерации выдали обществу лицензии КРД N 02214 со сроком действия до 31.12.2003 (добыча гипса в Шедокском месторождении) и лицензию N 03113 со сроком действия до 19.07.2031 (разведка с последующие добычей гипса в Шедокском месторождении).

31 октября 2007 года сотрудники управления провели плановую контрольную проверку соблюдения обществом требований законодательства, связанных с изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также
условий лицензионных соглашений пользователя недр. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения, а именно:

- несоблюдение установленных планом развития горных работ уровней добычи полезных ископаемых;

- невыполнение обязанности по уплате регулярных платежей за пользование недрами;

- нарушение обязанности по представлению статистической отчетности в территориальный орган управления государственным фондом недр;

- нарушение сроков переоформления лицензии, установленных лицензионным соглашением в случае изменения наименования юридического лица;

- нарушение требований о соблюдении условий безопасности производства горных работ;

- невыполнение требования о проведении экспертизы промышленной безопасности годового плана развития горных работ.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.10.2007 N 15-029-5ПГ и протоколе об административном правонарушении от 06.11.2007 N 07-029-5НГ-2.

Постановлением управления от 04.12.2007 N 15-029-5ПГ-2 общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.3 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Вывод суда об отсутствии оснований для признания указанного постановления незаконным соответствует нормам материального и процессуального права, сделан на основе полной, объективной и всесторонней оценки представленных в материалы дела доказательств.

Статьей 7.3 Кодекса установлена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией). Объективная сторона правонарушения выражается в двух действиях: пользование недрами без разрешения (лицензии) и пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком
недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно статье 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. В пункте 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, закреплены аналогичные обязанности пользователя недр.

Соглашением об условиях добычи гипса при разработке открытым способом с применением буровзрывных работ Шедокского месторождения (Северный участок) (том 1, л. д. 75), являющимся неотъемлемой составной частью лицензии на право пользование недрами N 02214, установлены следующие обязанности общества:

- производить добычные работы в соответствии с проектом и ежегодными планами развития горных работ;

- соблюдать для работников и населения безопасное производство горных работ;

- вносить плату за землю, налоги иные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и решениями краевых органов представительной и исполнительной власти;

- предоставлять в установленные сроки необходимые сведения в территориальный орган управления государственным фондом недр, территориальный фонд геологической информации, органы государственной статистики;

- уведомлять органы, выдавшие лицензию, об изменениях реквизитов, учредительных документов, юридического адреса, руководителя предприятия.

Пунктом 13 Соглашения установлена обязанность владельца лицензии при
реорганизации или изменении наименования в 15-дневный срок подать заявление в органы, выдавшие лицензию, о переоформлении лицензии.

При рассмотрении дела суд установил, что в производственной деятельности общество не соблюдает объемы добычи полезных ископаемых, установленные планом развития горных работ, не выполняет обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами, не представляет статистическую отчетность в установленной форме, а также не подало заявление о переоформлении лицензии в 15-дневный срок с момента изменения наименования.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом условий лицензионного соглашения и требований законодательства, связанных с геологическим изучением и рациональным использованием и охраной недр и обоснованности вывода судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу N А32-24775/2007-14/545-141АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Н.ЯЦЕНКО

Судьи

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

О.А.ШАПОЧКА