Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.09.2008 N Ф08-5524/2008 по делу N А18-76/2008 Материалы дела свидетельствуют о том, что общество представило геологический отчет в соответствующий территориальный фонд геологической информации. Поскольку сроки исполнения данной обязанности не определены ни условиями лицензии, ни Законом о недрах, вывод суда об отсутствии у управления оснований для привлечения общества к ответственности является правильным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2008 г. N Ф08-5524/2008

Дело N А18-76/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия - Е. (д-ть от 19.05.2008), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “НПЦ Геолинк“ и третьего лица - Управления по недропользованию по Республике Ингушетия, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 04.03.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу
N А18-76/2008, установил следующее.

ООО “НПЦ Геолинк“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее - управление) от 01.02.2008 N 02-Н о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), а также протоколов об административных правонарушениях от 31.01.2008 N 02-Н, от 05.02.2008 N 03-Н.

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 04.03.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008, оспариваемое постановление признано незаконным, в части признания незаконными протоколов об административных правонарушениях от 31.01.2008 N 02-Н, от 05.02.2008 N 03-Н производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения ввиду выполнения им обязанности по представлению геологического отчета. Протоколы об административных правонарушениях не относятся к ненормативным актам, обжалование которых в арбитражный суд предусмотрено статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку сами по себе не влекут правовые последствия и не затрагивают права и законные интересы заявителя.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт по делу. В обоснование жалобы заявитель указывает на наличие у общества обязанности по представлению геологического отчета, которую оно не выполнило.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании приказа от 15.01.2008 N 13/03 управление
провело проверку деятельности общества по вопросу соблюдения условий лицензионного соглашения и Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ (далее - Закон о недрах). В ходе проверки установлено, что общество своевременно не представило информационный геологический отчет о результатах геологического изучения Западно-Алханчуртской эоцен-меловой площади за 2007 год в филиал по Республике Ингушетия ФГУ “ТФИ по ЮФО“, что является нарушением пункта 5.2 статьи 5 лицензионного соглашения и пункта 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах. Результаты проверки зафиксированы в актах от 31.01.2008 N 02-Н, от 05.02.2008 N 03-Н и протоколах об административных правонарушениях от 31.01.2008 N 02-Н, от 05.02.2008 N 03-Н.

Постановлением управления от 01.02.2008 N 02-Н общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.3 Кодекса в виде 30 тыс. рублей штрафа.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 7.3 Кодекса установлена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией). Объективная сторона правонарушения выражается в двух альтернативных действиях: пользование недрами без разрешения (лицензии) и пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии).

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.

В соответствии с Законом о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии
- ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами.

Права и обязанности пользователя недр установлены в статье 22 Закона о недрах. Согласно указанной статье одной из его обязанностей является выполнение условий, установленных лицензией.

Пунктом 5.2 Соглашения об условиях пользования участком недр с целью геологического изучения в пределах Западно-Алханчуртской эоцен-меловой площади предусмотрены обязанности владельца лицензии:

- соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие требования по рациональному использованию недр, условиях охраны недр и окружающей природной среды;

- сдать окончательный геологический отчет в Ингушнедра о результатах выполнения технического (геологического) задания по объекту;

- сдавать ежегодные информационные отчеты в Ингушнедра о результатах выполненных работ за полугодие, 9 месяцев, и текущий год.

Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах также предусмотрена обязанность пользователя недр по представлению геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.

Материалы дела свидетельствуют о том, что общество 07.02.2008 представило геологический отчет в соответствующий территориальный фонд геологической информации.

Суд кассационной инстанции считает, что поскольку сроки исполнения
данной обязанности не определены ни условиями лицензии, ни Законом о недрах, вывод судебных инстанций об отсутствии у управления оснований для привлечения общества к ответственности является правильным.

Нормы права при рассмотрении дела судебными инстанциями применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 04.03.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А18-76/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.