Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2008 N Ф08-4847/2008 по делу N А32-23802/2007-46/477 Дело по иску о признании незаконными решений налогового органа направлено на новое рассмотрение, так как суд не исследовал довод налогового органа о том, что в спорных периодах построенное здание эксплуатировалось и было передано в аренду, поэтому в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 г. N Ф08-4847/2008

Дело N А32-23802/2007-46/477

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “РостМастер-К“ - Б. (д-ть от 01.07.2008), от заинтересованных лиц - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару - Л. (д-ть от 13.05.2008), Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Ж. (д-ть от 06.02.2008), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2008 по делу N А32-23802/2007-46/477, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “РостМастер-К“ (далее - общество) обратилось в арбитражный
суд с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 08.08.2007 N 351 и 2183, решений Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 16.10.2007 N 27-13-646-1395 и от 17.10.2007 N 27-13-645-1406.

Решением от 22.04.2008 суд признал недействительными решения налоговой инспекции от 08.08.2007 N 351 и 2183, в удовлетворении остальной части требований отказал. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не представила доказательств завершения строительства спорного объекта в проверяемом периоде (окончания капитальных вложений, оформления документов по приемке-передаче объекта, введения его надлежащим образом в эксплуатацию) и соответственно обоснованности его учета в составе основных средств и включения в объект налогообложения.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить в части удовлетворения требований общества и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению налогового органа, переданное обществом по договору аренды имущество признается объектом налогообложения на основании пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, однако в нарушение указанных норм общество не исчислило налог по эксплуатируемому основному средству, приносящему доход.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом налоговых деклараций по налогу на имущество
организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за 12 месяцев (годовая) 2006 года и за 3 месяца (I квартал) 2007 года.

По результатам проверки декларации за 2006 год налоговый орган составил акт от 15.06.2007 N 1521 и вынес решение от 08.08.2007 N 351 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налоговая инспекция доначислила обществу 491 690 рублей налога на имущество, 18 657 рублей пени и 98 303 рубля штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки декларации за I квартал 2007 года налоговая инспекция составила акт от 19.06.2007 N 1542 и вынесла решение от 08.08.2007 N 2183 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налоговый орган предложил обществу уплатить 511 855 рублей налога на имущество и 14 733 рублей пени.

Не согласившись с принятыми решениями налоговой инспекции, общество обжаловало их в Управление.

Решениям от 16.10.2007 N 27-13-646-1395 и от 17.10.2007 N 27-13-645-1406 Управление оставило апелляционные жалобы общества без удовлетворения, оставив в силе решения налоговой инспекции.

В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации общество является налогоплательщиком налога на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета.

Таким образом, недвижимое имущество российских организаций является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Из пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ следует, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации
в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01, пунктами 2 и 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. При этом к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Порядок отражения принятого имущества в бухгалтерском учете организации предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Согласно названному Плану счетов счет 01 “Основные средства“ предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01
“Основные средства“ по первоначальной стоимости. Счет 08 “Вложения во внеоборотные активы“ предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

В пунктах 7 и 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств установлено, что операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами, которыми выступают инвентарные карточки учета основных средств.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств (пункт 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

В пункте 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств установлено, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект. Надлежащими документами, свидетельствующими о вводе объекта в эксплуатацию и принятии его на учет в качестве основного средства, будут являться как акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией типовой межотраслевой формы КС-14, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, так и акт приемки-передачи здания по унифицированной форме N ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Законодательством о бухгалтерском учете не установлено в качестве условия для отражения имущества в бухгалтерском учете в качестве основного средства наличие государственной
регистрации права собственности на введенное в эксплуатацию и фактически используемое налогоплательщиком в производственной деятельности недвижимое имущество.

В соответствии с письмами Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28 государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, однако она носит заявительный характер, в связи с чем, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать налогообложению налогом на имущество организаций, поскольку такие факты, в соответствии с действующим законодательством, должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Сделав вывод о недоказанности налоговой инспекцией факта уклонения обществом от регистрации права собственности на законченный строительством объект, суд исходил из следующего. После получения разрешения департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 21.12.2006 N 100-в на ввод объекта в эксплуатацию, общество принимало все необходимые меры для регистрации права собственности на объект завершенного строительства. Однако, по обстоятельствам, не зависящим от общества, технический паспорт (единственный документ, подтверждающий факт создания такого объекта недвижимого имущества на земельном участке и содержащий его описание) по основному строению изготовлен 30.03.2007, по вспомогательным сооружениям - 25.04.2007.

27 апреля 2007 года документы были переданы на регистрацию права собственности на строения, о чем свидетельствует представленная в материалы дела расписка Управления ФРС по Краснодарскому краю. В этот же день на основании акта ввода в эксплуатацию основного средства ОС-1 по приказу директора строение было переведено с 08 на 01 счет и отражено в бухгалтерском учете в качестве основного средства.
Формирование стоимости завершенного строительством объекта продолжалось до апреля 2007 года. По состоянию на 01.01.2007 стоимость основного средства не была до конца сформирована. В период с января по март 2007 года стоимость, формируемая на 08 счете, увеличилась на 128 тыс. рублей.

Указав на непредставление налоговой инспекцией доказательств о завершении строительства спорного объекта в проверяемые периоды (окончания капитальных вложений, оформления документов по приемке-передаче объекта, введения его надлежащим образом в эксплуатацию) и, соответственно, обоснованности его учета в составе основных средств и включения в объект налогообложения, суд не исследовал довод налогового органа о том, что в спорных периодах здание эксплуатировалось и было передано в аренду, поэтому в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения. Суд не оценил представленные в материалы дела договор аренды от 23.10.2006 N 1-ПМ, акт приема-передачи нежилого помещения от 23.10.2006, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта от 05.12.2006 N 1 и от 15.12.2006 N 2, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, получение обществом арендной платы за октябрь, ноябрь и декабрь 2006 года.

Не оценил суд и довод налоговой инспекции об обоснованности применения ею при определении налоговой базы положений пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Недостаточно исследовал суд и обстоятельства, связанные с формированием стоимости спорного имущества. Сделав вывод о том, что формирование стоимости продолжалось до апреля 2007 года (с увеличением стоимости имущества), суд не указал доказательства, на основании которых сделал такой вывод,
чем нарушил требования статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд не указал, какие конкретно были выполнены работы, увеличившие стоимость здания.

Поскольку суд недостаточно исследовал фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного судебного акта, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

При новом рассмотрении дела, учитывая изложенное, суду необходимо выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2008 по делу N А32-23802/2007-46/477 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.