Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2008 N Ф08-3831/2008-1559А по делу N А15-458/2008 Решение суда об отказе в иске общества о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, поскольку перевозчик не исполнил свои обязательства, следствием чего явилось заявление недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест и весе товара при прибытии на таможенную территорию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2008 г. N Ф08-3831/2008-1559А

Дело N А15-458/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ - А. (д-ть от 03.07.2008), Н. (д-ть от 19.12.2007), в отсутствие заинтересованного лица - Дагестанской таможни, от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГУ “Каспийское пограничное управление ФСБ России“, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от
11 апреля 2008 года по делу N А15-458/2008, установил следующее.

ОАО “РЖД“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (далее - таможня) от 21.02.2008 по делу N 10302000-02/2008 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Определением от 02.04.2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУ “Каспийское пограничное управление ФСБ России“ (далее - учреждение).

Решением от 11.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о доказанности факта совершения обществом вменяемого административного правонарушения.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы указывает на отсутствие его вины в совершении вменяемого правонарушения, поскольку им были приняты надлежащие меры для соблюдения таможенного законодательства, а также требований предусмотренных на случай обнаружения бездокументарного груза.

В отзыве на кассационную жалобу таможня просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 06.01.2008 на станцию Дербент СКЖД со станции Ялам Азербайджанской железной дороги прибыл поезд N 3003, в количестве 53 железнодорожных вагонов, перевозчик - общество. При прибытии поезда перевозчиком представлены имеющиеся документы и сведения на указанный поезд: поездно-передаточная ведомость N 19525 и железнодорожные накладные, согласно которым
вагоны в составе поезда N 3003, в том числе вагон N 5804302, значились как порожние.

В ходе проведения таможенного осмотра указанного поезда сотрудниками таможенного поста установлено, что вагон N 58041302 опломбирован пломбами железнодорожной станции Самур-ПМК 5468-040-5433 и ВАРТА-Универсал 5043938 в количестве двух штук, что свидетельствует о загруженности вагона, о чем в железнодорожной накладной N 654175 сотрудником поста произведена запись: “осмотрено, выявлены признаки правонарушения“, а в ППВ N 19525 - “проверено сходно, в вагоне N 58041302 установлено несоответствие пломб“. Таможенный орган принял решение о досмотре указанного вагона, в ходе проведения которого установлено наличие в нем газоэлектрических плит в количестве 380 штук, о чем составлен акт таможенного досмотра N 10302050/060108/000005.

Определением от 06.01.2008 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 10302000-02/2008. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят и помещен на склад временного хранения.

В отношении общества 6 февраля 2008 года составлен протокол об административном правонарушении и 21 февраля 2008 года вынесено постановление по делу N 10302000-02/2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса, назначено наказание в виде 60 тыс. рублей штрафа, которое обжаловано в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу том, что перевозчик не исполнил свои обязательства, следствием чего явилось заявление таможенному органу недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест и весе товара при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации. Данный вывод является правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Таможенного кодекса Российской Федерации при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 -
76 данного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 76 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: наименование и адрес отправителя и получателя товаров; наименование станции отправления и станции назначения товаров; количество грузовых мест, их маркировка и виды упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее Ф.И.О. первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров. Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу железнодорожной накладной и имеющихся у него коммерческих документов на перевозимые товары.

В силу части 3 статьи 16.1 Кодекса объективную сторону административного правонарушения образует сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.

Судом установлен и подтверждается материалами дела факт прибытия на таможенную территорию Российской Федерации в числе порожних вагонов одного груженого, документы на ввозимый товар перевозчиком не представлены, что свидетельствует о наличии события указанного административного правонарушения.

В соответствии с частью 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного
правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Типовой технологии взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций государств - участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, утвержденной Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества 16.09.1998, данный документ (далее - “Типовая технология“) определяет технологию таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу государства-участника СНГ железнодорожным транспортом повагонными отправками (в т.ч. маршрутами), мелкими отправками, в контейнерах. Товары, перемещаемые через таможенную границу государства-участника СНГ железнодорожным транспортом, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, предусмотренном национальным таможенным законодательством государства-участника СНГ и “Типовой технологией“, которая определяет особенности таможенного оформления товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 3.1 Типовой технологии таможенное оформление и таможенный контроль товаров должностными лицами таможенного органа начинается с приема от работников пограничной станции уведомления о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию государства-участника СНГ. Работники пограничной станции обязаны уведомить должностных лиц таможенного органа о прибытии товаров из-за границы представлением документов (передаточной ведомости, перевозочных и товаросопроводительных документов) в соответствии с национальным законодательством государства-участника СНГ.

В пункте 3.2 Типовой технологии и пункте 3.2 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, указано, что должностные лица таможенных органов и работники пограничной станции в сроки, установленные технологическим процессом работы станции, согласованные с таможенным органом, производят проверку количества и
номеров принимаемых транспортных средств, целостность пломб, сохранность товаров на открытом подвижном составе и т.д. На все обнаруженные при данной проверке несоответствия работниками пограничной станции составляются акты общей формы (ГУ-23) и в случаях, предусмотренных соглашениями, коммерческие акты. Копии указанных документов передаются в таможенные органы.

Исследовав и оценив материалы дела, устранив противоречия в представленных доказательствах, в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества субъективной стороны вменяемого правонарушения. Данный вывод подтверждается имеющимися в деле документами и показаниями свидетелей.

Согласно пункту 9.2 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, в случае обнаружения железной дорогой бездокументного груза и установления в ходе розыска железной дорогой его принадлежности иностранному получателю железная дорога: 1) информирует таможенный орган, в регионе которого находится груз, о принадлежности груза; 2) представляет в таможенный орган розыскную переписку, подтверждающую принадлежность груза, копию коммерческого акта и письменное заявление станции об отправке груза. На основании этих материалов таможенный орган принимает решение о направлении груза по назначению с проставлением всех необходимых отметок в досылочных ведомостях для пропуска через границу.

Надлежащих и своевременных мер по информированию таможенных органов об обнаружении бездокументарного груза обществом не принято.

Согласно статье 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судом в соответствии с требованиями статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого акта административного
органа не выявлено. Административный штраф назначен обществу в соответствии с требованиями Кодекса.

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда, который полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не выявлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11 апреля 2008 года по делу N А15-458/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.