Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2008 N Ф08-4240/2008 по делу N А53-20717/2007-С6-47 Решение суда об отказе в иске общества о признании незаконным постановления налогового органа о начислении налоговых санкций отменено, исковые требования удовлетворены, поскольку налоговым законодательством не запрещено вносить исправления в счета-фактуры или их заменить.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2008 г. N Ф08-4240/2008

Дело N А53-20717/2007-С6-47

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества “Агрофирма “Приазовская“, заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Строительная компания “Держава“, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 00766 - 00768), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 по делу N А53-20717/2007-С6-47, установил
следующее.

ОАО “Агрофирма “Приазовская“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решение налоговой инспекции 04.10.2007 N 249 в части доначисления 411 907 рублей НДС (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО “Строительная компания “Держава“.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что изменения в счета-фактуры и книгу продаж внесены поставщиком с нарушением Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 решение суда отменено, суд признал незаконным решение налоговой инспекции 04.10.2007 N 249 в части предложения уплатить 411 907 рублей НДС. Суд указал, что налоговым законодательством не запрещено вносить исправления в счета-фактуры или их заменить. Налогоплательщик представил надлежаще оформленные счета-фактуры, свидетельствующие об уплате налогоплательщиком сумм НДС поставщикам. Неправильное указание поставщиком номеров счетов-фактур в книге продаж свидетельствует о допущенной технической ошибке в этих номерах, так как остальные данные совпадают.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебный акт отменить. По ее мнению, ООО “Строительная компания “Держава“ фактически изменила номера счетов-фактур, указанные в книге продаж. В нарушение пункта 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на
добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 данные изменения не произведены в дополнительном листе книге продаж. Счета-фактуры выставлены с нарушением установленного порядка.

В отзыве на жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС за апрель 2007 года.

По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 31.08.2007 N 657 и приняла решение от 04.10.2007 N 249, которым доначислила обществу 411 907 рублей НДС.

В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

Согласно статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Основанием для применения вычетов является наличие счетов-фактур, составленных и предъявленных продавцами в соответствии с положениями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации при приобретении налогоплательщиками товаров (работ услуг), и оприходование указанных товаров в учете налогоплательщика.

В
соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Основанием для доначисления НДС явилось непринятие налогового вычета по счетам-фактурам ООО “Строительная компания “Держава“ от 02.04.2007 N 00000004 и 00000005. Налоговой инспекцией установлено их несоответствие требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует подпись бухгалтера.

Из статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не следует невозможность принятия к вычету НДС по впоследствии исправленным или замененным счетам-фактурам, поскольку налоговое законодательство не запрещает вносить соответствующие изменения в представленные счета-фактуры, а также заменять их правильно оформленными новыми экземплярами счетов-фактур, соответствующими требованиям статьи 169 Кодекса.

Суд установил, что замененные счета-фактуры поставщика соответствуют положениям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод о невозможности предоставления налоговых вычетов на основании вновь изготовленных счетов-фактур (с внесенными исправлениями), а не исправленных в порядке, предусмотренном пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, отклоняется с учетом фактических обстоятельств дела и требований пункта 2 статьи 169 Кодекса.

Переоформленные счета-фактуры, содержащие все сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, должны рассматриваться налоговым органом наравне со счетами-фактурами, изначально содержащими необходимые сведения, поскольку налогоплательщик действовал добросовестно и принял все меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

Пункт 29 указанных Правил относится не к замененным счетам-фактурам, а к счетам-фактурам, имеющим подчистки и помарки, тогда
как в данном случае общество представило замененные счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса, устранив имевшиеся недостатки, и тем самым подтвердило право на применение налоговых вычетов.

Вместе с тем судом установлено, что в книге продаж ООО “Строительная компания “Держава“, представленной в налоговую инспекцию, допущена техническая ошибка в номерах счетов-фактур. Ошибочное указание номеров счетов-фактур в налоговом учете контрагента не привело к занижению обществом налогооблагаемой базы по НДС.

Таким образом, вывод суда о том, что общество выполнило все предусмотренные налоговым законодательством условия для применения налоговых вычетов и имеет право применить налоговый вычет, основан на правильном применении норм права.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат отклонению по правилам статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы следует взыскать с налоговой инспекции, которой предоставлялась отсрочка по ее уплате.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 по делу N А53-20717/2007-С6-47 оставить
без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области в доход федерального бюджета государственную пошлину 1 тыс. рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.