Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2008 N Ф08-3373/2008, Ф08-3373/2008/1 по делу N А63-12586/2007-С7 Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ передача имущества, закрепленного за государственными предприятиями, из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность может быть осуществлена исключительно с согласия предприятий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2008 г. N Ф08-3373/2008, Ф08-3373/2008/1

Дело N А63-12586/2007-С7

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края - Х. (д-ть от 27.02.2008), от третьих лиц: государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Ставрополькрайводоканал“ - О. (д-ть от 23.05.2008), министерства имущественных отношений Ставропольского края - Б. (д-ть от 10.06.2008), в отсутствие заинтересованного лица - правительства Ставропольского края и третьего лица - министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Ставрополькрайводоканал“ и
министерства имущественных отношений Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 по делу N А63-12586/2007-С7, установил следующее.

Администрация г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с требованиями: признать незаконным (не соответствующим пункту 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) бездействие Правительства Ставропольского края, выразившееся в несовершении действий по передаче в собственность муниципального образования имущества, необходимого для водоснабжения г. Минеральные Воды; обязать Правительство Ставропольского края безвозмездно передать в муниципальную собственность имущество, необходимое для водоснабжения г. Минеральные Воды (уточненные требования, т. 2, л. д. 55).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ГУП СК “Ставрополькрайводоканал“ (далее - предприятие), министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство имущественных отношений) и министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство ЖКХ).

Решением от 07.02.2008 в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что для передачи спорных объектов в муниципальную собственность необходимо согласие органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и предприятия, в хозяйственном ведении которого находится спорное имущество. Обосновывая данный вывод, суд первой инстанции применил статью 83 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которой переходный период, в течение которого подлежит реализации реформа местного самоуправления, установлен до 01.01.2009; часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - постановление Правительства РФ N 374), определяющие условия и порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность. Кроме того, суд сослался на правовую позицию по данному вопросу, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2008 решение от 07.02.2008 отменено, бездействие правительства Ставропольского края признано незаконным, на правительство возложена обязанность передать в муниципальную собственность краевое имущество, необходимое для восстановления водоснабжения в границах города Минеральные Воды. Судебный акт мотивирован тем, что конкретный срок передачи в муниципальную собственность имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, установлен пунктом 3 части 1 статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ до 01.01.2008. Ответчик не принял необходимых мер для исполнения закона в указанный срок.

В кассационных жалобах министерство имущественных отношений и предприятие просят отменить апелляционное постановление, оставить в силе решение суда, ссылаясь на необходимость согласия предприятия на передачу имущества, находящегося у предприятия в хозяйственном ведении; технологическую неразрывность имущественного комплекса, обеспечивающего водоснабжение не только населения города Минеральные Воды (что законом отнесено вопросам местного значения), но и других потребителей, а также других поселений Минераловодского района; неприменение судом апелляционной инстанции части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В отзыве на кассационные жалобы администрация просит оставить их без
удовлетворения, считая, что согласие государственного предприятия на передачу имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, заключается лишь в организации выполнения решения собственника и подписании уполномоченным лицом предприятия передаточного акта.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали изложенные в жалобах и отзыве доводы.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, администрация г. Минеральные Воды обратилась к Правительству Ставропольского края с заявлением от 10.08.2007 о подготовке документов для передачи водных сетей и иных объектов, необходимых для водоснабжения города, из собственности края в муниципальную собственность (т. 1, л. д. 16, 101). Сети водоснабжения, включая сети в границах г. Минеральные Воды, находятся в хозяйственном ведении ГУП СК “Ставрополькрайводоканал“.

Из переписки между краевыми министерствами и письма министерства имущественных отношений Минераловодской городской Думе усматривается, что вопрос о передаче имущества Минераловодского филиала ГУП СК “Ставрополькрайводоканал“ в собственность г. Минеральные Воды рассматривался ранее. Передача имущества министерством ЖКХ признана нецелесообразной в связи с предполагаемым увеличением себестоимости водоснабжения и продлением периода реформирования местного самоуправления до 01.01.2009, а также в связи с отсутствием согласия ГУП СК “Ставрополькрайводоканал“ (т. 1, л. д. 81, 82).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 12.10.2005) органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность имущества субъекта федерации, предназначенного для решения вопросов местного значения. В переходный период до регистрации права собственности органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать это имущество для решения вопросов местного значения. В соответствии со статьей 83 Закона, он
вступает в силу с 01.01.2009, кроме положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступлении в силу. Переходный период устанавливается со дня официального опубликования Закона до 01.01.2009. Положения статьи 14 Закона, относящей организацию водоснабжения населения к вопросам местного значения, вступают в силу со дня официального опубликования.

Основываясь на указанных положениях и в связи с непринятием краевыми органами соответствующего решения, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Возражая против предъявленных требований, правительство края в лице министерства имущественных отношений ссылалось на положения части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и на неопределенность в вопросе о том, подлежит ли передаче в муниципальную собственность имущество, обеспечивающее водоснабжение одновременно населения и иных потребителей, как это имеет место в данном случае.

Согласно части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными органами субъектов федерации. Этими решениями утверждаются перечни передаваемого имущества либо перечни передаваемых государственных предприятий, право собственности на которые переходит к другому собственнику. Решения органов субъектов федерации являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Передача имущества, закрепленного за государственными предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта федерации в муниципальную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что воля законодателя, выраженная в пункте 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, направлена, прежде всего, на передачу в муниципальную собственность находящегося в
собственности субъекта федерации имущества, не переданного в хозяйственное ведение государственных предприятий, а для передачи имущества, находящегося в хозяйственном ведении, требуется дополнительное условие - согласие указанных предприятий, при отсутствии которого уполномоченный орган субъекта федерации не может принять решение о передаче имущества и утвердить его перечень. Признание в этой ситуации субъекта федерации бездействующим не соответствует буквальному содержанию и правовому смыслу приведенных норм.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“ к необходимым для принятия решения документам, в частности, отнесены предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта в муниципальную собственность и согласие (письмо) государственного предприятия на передачу имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.

Суд первой инстанции обоснованно применил к возникшим правоотношениям не только статью 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, но и часть 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. Апелляционный суд в нарушение статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привел мотивы, по которым не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались министерство имущественных отношений и ГУП СК “Ставрополькрайводоканал“ и которые применены судом первой инстанции.

В Постановлении от 30.06.2006 N 8-П применительно к передаче государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу положений
части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке. Суд первой инстанции указал, что изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации позиция применима и к правоотношениям по передаче имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность. Этот вывод соответствует резолютивной части Постановления от 30.06.2006 N 8-П, в которой указано, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, односторонней инициативы муниципального образования недостаточно для реализации положений статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Для этого необходима совместная с субъектом Российской Федерации, а в соответствующих случаях и с государственным предприятием, процедура согласования и определения конкретных имущественных объектов, которые действительно необходимы для выполнения задач, стоящих перед местным самоуправлением, определение технологической возможности отделения объектов, которые могут использоваться для водоснабжения, как в данном случае, только населения муниципального поселения, от всего имущественного комплекса, обслуживающего различные категории потребителей, либо обслуживающего несколько муниципальных образований.

Суд апелляционной инстанции не учел названных особенностей во взаимоотношениях спорящих сторон, что, в частности, привело к принятию неисполнимого решения, предписывающего передать индивидуально не
определенное имущество.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, однако апелляционным судом неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 102, 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 по делу N А63-12586/2007-С7 отменить, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.02.2008 оставить в силе.

Взыскать с администрации г. Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края в пользу государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Ставрополькрайводоканал“ 1 тыс. рублей и в пользу министерства имущественных отношений Ставропольского края 1 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины за кассационные жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.