Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.07.2008 N Ф08-3109/2008 по делу N А18-896/2007 Регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица обязан поставить юридическое лицо на налоговый учет. Изменение места нахождения общества и несообщение об этом в налоговый орган, либо искажение сообщаемых сведений не влечет признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, но может служить основанием для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2008 г. N Ф08-3109/2008

Дело N А18-896/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия, заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову, общества с ограниченной ответственностью “Атлант“, третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.02.2008 по делу N А18-896/2007, установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по
Республике Ингушетия (далее - налоговая инспекция по Республике Ингушетия) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову (далее - налоговая инспекция по г. Кирову) от 09.08.2007 N 10172А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Атлант“ (далее - общество), обязании внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении общества в части его местонахождения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия (далее - управление налоговой службы по Республике Ингушетия).

Решением от 21.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц) для государственной регистрации достаточно подтверждения юридическим лицом достоверности сообщаемых им в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы сведений. Указанные сведения носят заявительный характер. Поскольку для внесения изменений в учредительные документы обществом представлены все необходимые документы, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.

В кассационной жалобе налоговая инспекция по Республике Ингушетия просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению инспекции, указание недостоверных сведений в учредительных документах препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, что является грубым нарушением налогового законодательства. Недостоверность документов, представленных для регистрации изменений, или недостоверность содержащейся в них информации влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений. По адресу, указанному обществом в качестве своего местонахождения (г. Назрань, пр. Идриса
Базоркина, 30), на дату регистрации изменений и по настоящий день располагается сама инспекция. На территории Республике Ингушетия отсутствуют активы или имущество общества.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция по г. Кирову просит оставить без изменения принятый судебный акт как законный и обоснованный.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела и установил суд, общество состояло на налоговом учете в налоговой инспекции по г. Кирову.

9 августа 2007 года на основании заявления общества от 02.08.2007 (форма Р13001) налоговая инспекция по г. Кирову приняла решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в части места его нахождения. В качестве места нахождения общества в заявлении указан адрес: г. Назрань, пр. Идриса Базоркина, 30.

6 сентября регистрационное дело общества передано в налоговую инспекцию по Республике Ингушетия.

13 декабря 2007 года сотрудники налоговой инспекции по Республике Ингушетия провели проверку места нахождения общества. В результате проверки установлено, что по адресу: г. Назрань, пр. Идриса Базоркина, 30 находится налоговая инспекция.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налоговой инспекции по Республике Ингушетия в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности.

В силу статьей 9, 17, 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других, кроме
указанных в законе, документов либо проверять достоверность сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и не может по результатам проверки отказать в государственной регистрации изменений. Данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, указываемой в учредительных документах (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из материалов дела следует, что факт представления обществом в налоговую инспекцию для государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, полного пакета необходимых документов, а также отсутствия обстоятельств, установленных статьей 23 указанного Закона, участвующими в деле лицами не оспаривается.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган (налоговая инспекция) вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица. Из этого следует, что регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица обязан постановить юридическое лицо на налоговый учет.

Таким образом, учитывая отсутствие предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительным решения регистрирующего органа, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением. Изменение места нахождения общества
и несообщение об этом в налоговый орган, либо искажение сообщаемых сведений не влечет признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, но может служить основанием для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо применения иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.02.2008 по делу N А18-896/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.