Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.06.2008 N Ф08-2826/2008 по делу N А01-1137/2007-10 На основании Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для строительства. В связи с чем, публикация информационного сообщения о предоставлении для строительства земельных участков, а также последующие предоставления их в аренду, не соответствуют статьям 9, 10 названного Закона и статьям 7, 30 - 32, 34, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2008 г. N Ф08-2826/2008

Дело N А01-1137/2007-10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании прокурора Республики Адыгея, общества с ограниченной ответственностью “Бест строй-1“, администрации муниципального образования Старобжегокайское сельское поселение Тахтамукайского района, Территориального управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Бест строй-1“ на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008 по делу А01-1137/2007-10 установил следующее.

Прокурор Республики Адыгея (далее - прокурор) обратился с заявлением к администрации муниципального образования “Старобжегокайское
сельское поселение“ (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью “Бест строй-1“ (далее - общество) о признании незаконным постановления главы администрации N 123 от 18.05.2006 “О предоставлении в аренду земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, юго-западная часть а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, обществу с ограниченной ответственностью “Бест строй-1“; признании недействительным договора от 30.06.2006 N 59 аренды земельного участка, заключенного администрацией муниципального образования “Старобжегокайское сельское поселение“ и обществом с ограниченной ответственностью “Бест строй-1“, применении последствий недействительности ничтожной сделки.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориального Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.02.2008, исковые требования удовлетворены. Признано незаконным постановление главы администрации N 123 от 18.05.2006 о предоставлении в аренду обществу земельного участка, договор аренды, заключенный обществом на основании незаконного постановления, признан недействительным. В качестве применения последствий недействительности сделки земельный участок площадью 10 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование “Старобжегокайское сельское поселение“, юго-западная часть а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская. Судебные акты мотивированы тем, что постановление, послужившее основанием заключения спорного договора, принято с нарушением действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе прокурору в удовлетворении требований.

Отзывы на кассационную жалобу не получены.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, и судебными инстанциями
установлено, что 15.04.2006 в общественно-политической газете “Согласие“ (N 32) Тахтамукайского района Республики Адыгея (т. 1, л. д. 21) опубликовано сообщение о том, что администрация муниципального образования “Старобжегокайское сельское поселение“ информирует о намерении выделить в аренду земельный участок площадью 1 га в районе аула Новая Адыгея вдоль автодороги “Южный объезд г. Краснодара“ для строительства оптово-розничной базы (л. д. 21).

На основании постановления главы администрации от 18.05.2006 N 123 (т. 1, л. д. 32) “О предоставлении в аренду земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, юго-западная часть а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, обществу с ограниченной ответственностью “Бест строй-1“ заключен договор от 30.06.200 N 596 (т.1, л. д. 10-12) аренды земельного участка, сроком на 49 лет.

Удовлетворяя требования о признании спорного постановления недействительным ненормативным актом, а заключенного на основании него договора - ничтожным, суды обеих инстанций обоснованно исходили из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 77 Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений,
водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В пункте 1 статьи 78 Кодекса указано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет. Статья 10 названного Закона предусматривает предварительное и заблаговременное опубликование сообщений о предлагаемых для такой передачи земельных участках. Решение принимается о передаче участков в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, если в течение месяца с момента опубликования не поступили иные заявления. При подаче двух и более заявлений в передаче земельного участка в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“.

Из приведенных норм следует, что в порядке Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, могут быть переданы в аренду для использования в соответствии с установленным для них целевым назначением. Поэтому земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для
строительства в порядке Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.

В связи с чем, публикация информационного сообщения о предоставлении для строительства земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также последующее предоставление участка в аренду, не соответствуют статьям 9, 10 названного Закона и статьям 7, 30 - 32, 34, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает принцип целевого использования земельных участков и правила их оборота.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ N 101ФЗ от 24 июля 2002 года, в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что государственный кадастровый учет земельного участка произведен 06.10.2006, земельный кадастр N 05-2/06-3858. Договор N 59 аренды спорного земельного участка заключен 30.06.2006 до постановки на государственный кадастровый учет. В этой связи отклоняется довод кассационной жалобы о предоставлении земельного участка и заключении договора аренды в установленном законом порядке.

В силу пункта 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1 и
2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 1 Земельного кодекса РФ пункт 11 отсутствует, имеется в виду подпункт 11 пункта 1.

Прокурор, обращаясь в суд, подтвердил правовой интерес по делу, выражающийся в понуждении органов местного самоуправления к соблюдению закона и реализации закрепленного в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель.

Судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы и оценены доказательства по делу, установлены входящие в предмет доказывания по данному спору обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.12.2007 и постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008 по делу N А01-1137/2007-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.