Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2008 N Ф08-3276/2008 по делу N А22-106-2008/5-10 Суд установил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе оценки представленных сторонами доказательств и пришли к выводу о том, что при установленных по данному делу обстоятельствах бездействие общества не образует объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2008 г. N Ф08-3276/2008

Дело N А22-106-2008/5-10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия - Д. (д-ть от 05.06.2008), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества “Калмэнергосбыт“, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.02.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу N
А22-106-2008/5-10, установил следующее.

ОАО “Калмэнергосбыт“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - управление) от 04.02.2008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 10 тыс. рублей штрафа.

Решением от 22.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2008, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, в удовлетворении заявления общества - отказать. Заявитель жалобы указывает, что общество обязано довести до сведения всех пользователей его услугами достаточную и полную информацию о причинах отсутствия электрической энергии о предполагаемой продолжительности приостановки подачи коммунальной услуги.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя управления от 27.12.2007 N 577 проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в период с 7 по 10 декабря 2007 года общество, осуществляющее отпуск электроэнергии населению, допустило нарушение прав потребителей, проживающих в пос. Аршан города Элисты. По мнению управления, нарушение выразилось в непредоставлении обществом информации о произошедшей аварии, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения подачи электрической энергии. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.01.2008 и протоколе об административном правонарушении от 30.01.2008
N 19.

По результатам проведенной проверки общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 10 тыс. рублей штрафа (постановление управления от 04.02.2008). Постановление обжаловано обществом в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа.

Объектом правонарушения по данной норме права являются предусмотренные законодательством права и интересы граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации.

В рассматриваемом случае административный орган, привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усмотрел объективную сторону этого правонарушения в том, что общество в нарушение части 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон о защите прав потребителей) и подпункта “л“ пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не предоставило информацию потребителям о произошедшей аварии, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения подачи электрической энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно
предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, данный Закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение возможности его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его характеристиках, условиях использования, гарантиях и т.п. Изготовитель (исполнитель, продавец) самостоятельно должен определять необходимый объем информации сверх обязательной, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.

В силу частей 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Судебные инстанции установили обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе оценки представленных сторонами доказательств и пришли к выводу о том, что при установленных по данному делу обстоятельствах бездействие общества не образует объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В подтверждение данного вывода в материалах дела имеются справка Калмыцкого республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от
17.12.2007 N 663, объяснения управляющего директора ОАО “Калмэнергосбыт“, согласно которым прекращение подачи электрической энергии с 7 по 10 декабря 2007 г. явилось аварийным; по сведениям, поступившим от сетевой организации (ОАО “Калмэнерго“), аварийные отключения происходили неоднократно, в ночное время суток, по причине разрыва проводов электрических линий из-за гололеда; перерыв в подаче энергии был связан с принятием мер по ликвидации аварии; потребители электрической энергии - жители пос. Аршан - за разъяснением соответствующего вопроса не обращались ни в общество, ни в сетевую организацию.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявленные обществом требования в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены правомерно.

Обжалуемые судебные акты вынесены с учетом фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов. Правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.02.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу N А22-106-2008/5-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.