Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.06.2008 N Ф08-3083/2008 по делу N А32-22026/2007-34/456 Решение суда об удовлетворении иска общества о признании недействительным постановления налогового органа о взыскании пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках оставлено без изменения, поскольку по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2008 г. N Ф08-3083/2008

Дело N А32-22026/2007-34/456

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Севкавэнергомонтаж“ - Д. (д-ть от 06.05.2008 N 06/58), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару - Л. (д-ть от 17.07.2007 N 05/15813), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу N А32-22026/2007-34/456, установил следующее.

ОАО “Севкавэнергомонтаж“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского
края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 19.10.2007 N 24938 о взыскании с общества 372 483 рублей 55 копеек пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках и от 19.10.2007 NN 18243, 18248, 18250, 18251 и 18252 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2007 выделены в отдельное производство требования общества о признании недействительными решений налоговой инспекции от 19.10.2007 NN 18243, 18248, 18250, 18251, 18252 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, которому присвоен номер 34/497.

Решением суда от 20.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2008, признано недействительным решение налоговой инспекции от 19.10.2007 N 24938 о взыскании с общества 372 483 рублей 55 копеек пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках ввиду несоответствия статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации; с налогового органа в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 тыс. рублей.

Судебные акты мотивированы тем, что направление налоговой инспекцией требования от 19.09.2007 N 11296 произведено с нарушением установленных статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и сроков, и является неправомерным, поскольку по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.12.2007 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2008, отказать в
удовлетворении заявления. Налоговый орган полагает, что им не пропущены сроки на бесспорное принудительное взыскание с общества сумм недоимки. В требовании N 11296 установлен 10-дневный срок исполнения обязанности по уплате суммы задолженности до 29.10.2007, однако оно не исполнено, поэтому с соблюдением 60-дневного срока в отношении общества вынесено решение от 19.10.2007 N 24938 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают права налогового органа на повторное выставление требования и принятие решения по взысканию недоимок на уже выставленные ранее суммы задолженности по налогам, поэтому при формировании требования об уплате налога N 11296 в автоматическом режиме включены суммы пени, начисленные по состоянию на 19.10.2007, которые ранее не включены в первоначальное требование по уплате налога.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

19 сентября 2007 года налоговая инспекция направила обществу требование N 11296 о добровольной уплате в срок до 29.09.2007 372 483 рублей 55 копеек пени по налогу на прибыль, зачисляемому в городской бюджет, начисленной за период с 01.10.2002 по 30.06.2005, в том числе по состоянию на 01.10.2002 в сумме 61 873
рублей 15 копеек, 28.10.2002 - 2 873 рублей, 28.11.2002 - 2 873 рублей, 30.12.2002 - 2 874 рублей, 31.12.2002 - 32 499 рублей 74 копеек, 13.01.2003 - 43 669 рублей, 28.01.2003 - 756 рублей 33 копеек, 28.02.2003 - 756 рублей 33 копеек, 28.03.2003 - 756 рублей 33 копеек, 28.03.2003 - 8 603 рублей, 31.03.2003 - 32 499 рублей 74 копеек, 28.04.2003 - 213 рублей, 28.04.2003 - 1 764 рублей, 28.05.2003 - 213 рублей, 30.06.2003 - 32 713 рублей 74 копеек, 28.07.2003 - 447 рублей, 28.07.2003 - 700 рублей, 28.08.2003 - 447 рублей, 29.09.2003 - 446 рублей, 30.09.2003 - 32 499 рублей 74 копеек, 28.10.2003 - 660 рублей, 28.10.2003 - 2 404 рублей, 28.11.2003 - 133 564 рублей 15 копеек, 29.12.2003 - 660 рублей, 31.12.2003 - 32 499 рублей 74 копеек, 28.01.2004 - 5 560 рублей, 01.03.2004 - 5 560 рублей, 29.03.2004 - 5 558 рублей, 29.03.2004 - 6 354 рублей, 31.03.2004 - 32 499 рублей 74 копеек, 28.04.2004 - 1 340 рублей, 28.04.2004 - 3 730 рублей, 28.05.2004 - 1 340 рублей, 17.06.2003 - 6 971 рубля 44 копеек, 28.06.2004 - 1 341 рубля, 30.06.2004 - 32 499 рублей 74 копеек, 28.07.2004 - 2 112 рублей, 28.07.2004 - 3 289 рублей, 30.08.2004 - 2 112 рублей, 16.09.2004 - 47 061 рубля 24 копеек, 28.09.2004 - 2 113 рублей, 30.09.2004 - 32 499 рублей 74 копеек, 28.10.2004 - 1 556 рублей, 28.10.2004 - 7 610 рублей, 29.11.2004 - 1 556 рублей, 28.12.2004 - 1 556 рублей, 31.12.2004 - 32 499 рублей
74 копейки, 31.03.2005 - 292 497 рублей 57 копеек, 30.06.2005 - 32 499 рублей 74 копеек.

В связи с неисполнением указанного требования налоговая инспекция в порядке статей 31 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесла решение от 19.10.2007 N 24938 о взыскании 372 483 рублей 55 копеек налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках.

Не согласившись с решением налоговой инспекции от 19.10.2007 N 24938, общество оспорило его в судебном порядке.

Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (пункт 1 статьи 70 Кодекса).

Как указано в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ в требовании об уплате пени, направленном в адрес налогоплательщика, должны быть указаны размер недоимки по налогу, дата, с которой начисляются пени, ставка пени, то есть данные, позволяющие налогоплательщику определить обоснованность начисления пеней.

В силу статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового
поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечении указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Согласно пункту 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения этой статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

В статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05).

Таким образом, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.

Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.

В соответствии с пунктом 6 статьи
75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.

По смыслу статей 69, 70, 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство существует неразрывно с главным.

Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, поэтому по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

Налоговая инспекция не представила суду доказательства своевременности принятия мер по взысканию с общества задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в городской бюджет, образовавшуюся по состоянию на даты, указанные в требовании от 19.09.2007 N 11296 (за период с 01.10.2002 по 30.06.2005), одновременно с этим пропустила предельный срок взыскания налоговой задолженности, поэтому утратила право на принудительное взыскание не только налога, но и неразрывно связанной с ним пени в бесспорном порядке (пункт 3 статьи 46 Кодекса) и в судебном порядке (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, общая сумма пени за период с 01.10.2002 по 19.09.2007 составляет 76 401 рубль 52 копейки, тогда как по оспариваемому решению с учетом требования от 19.09.2007 N 11296 налогоплательщику предложено уплатить 372
483 рубля пени. В данном требовании отражена только общая сумма исчисленной пени без расшифровки ее размера по каждой из сумм непогашенной задолженности.

В суд апелляционной инстанции налоговый орган представил подтверждение пени за период с 01.02.2002 по 18.09.2007 без сведений о начисленной пене.

Следовательно, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что доначисление налоговым органом 372 483 рублей 55 копеек пени за просрочку уплаты налога на прибыль является необоснованным, решение налогового органа от 19.10.2007 N 24938 о взыскании с общества пени не соответствует статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ расходы по уплате государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с налоговой инспекции, которой при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу N А32-22026/2007-34/456 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции ФНС России N 5 по г. Краснодару 1 тыс. рублей в доход федерального бюджета госпошлины.

Постановление вступает в законную
силу со дня его принятия.