Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2008 N Ф08-826/2008-290А по делу N А25-1235/2007-8 Решение суда об удовлетворении иска министерства о признании недействительными постановления ответчика о привлечении к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, поскольку ответчик фактически признал конкурс недействительным и вышел за пределы своих полномочий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2008 г. N Ф08-826/2008-290А

Дело N А25-1235/2007-8

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики - Г. (д-ть от 18.01.08 N 114) и П. (д-ть от 18.01.08 N 115), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.07 по делу N А25-1235/2007-8, установил следующее.

Министерство здравоохранения и курортов
Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 04.09.07, предписания от 05.09.07 N 18/17 и постановления от 21.09.07 N 915-2 о привлечении и.о. Министра здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики А. к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 8 тыс. рублей штрафа.

Решением суда от 31.10.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.07, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными решения от 04.09.07 и предписания от 05.09.07 N 18/17 ввиду того, что антимонопольный орган фактически признал конкурс недействительным и вышел за пределы своих полномочий. В части признания недействительным постановления от 21.09.07 N 915-2 суд прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.

Антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, министерство провело открытый конкурс на закупку медицинского оборудования с нарушением конкурсного и антимонопольного законодательства, выразившимся в объединении в один лот технологически и функционально не взаимосвязанного оборудования. Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что предписание по результатам проверки принято им в пределах предоставленных полномочий, поскольку пункт 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и пункт 1 части 9 статьи 17 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Федеральный закон N
94-ФЗ) уполномочивают антимонопольный орган выдавать предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, об устранении выявленных нарушений, в том числе, об аннулировании торгов.

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить без изменения судебные акты, ссылаясь на их законность.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей министерства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в июле-августе 2007 года конкурсная комиссия министерства провела размещение заказа на поставку медицинского оборудования для лечебных учреждений Карачаево-Черкесской Республики путем проведения торгов в форме конкурса по четырем лотам.

На участие в конкурсе по лотам N 1 и N 2 поступила одна заявка от ООО “Нефролог“, по лоту N 3 - три заявки - от ООО “ГеоМед плюс“, ООО “Альянс“ и ООО “Фарм-Трейд“, по лоту N 4 - две заявки - от ООО “Альянс“ и ООО “Нефролог“.

17.08.07 состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению поступивших заявок и принято решение N 2 о/ок: по лотам N 1 и N 2 о признании торгов несостоявшимися и заключении контракта с ООО “Нефролог“; по лоту N 3 об отказе в допуске к участию в конкурсе ООО “Альянс“, допуске к участию в конкурсе ООО “ГеоМед плюс“ и ООО “Фарм-Трейд“, признании конкурса состоявшимся; по лоту N 4 об отказе в допуске к участию в конкурсе ООО “Альянс“, признании конкурса несостоявшимся и заключении контракта с ООО “Нефролог“.

Решением конкурсной комиссии от 24.08.07 по результатам конкурса по лоту N 3 признано победителем ООО “Фарм-Трейд“ с присвоением первого номера, второй номер присвоен ООО “ГеоМед плюс“.

ООО “Альянс“ обратилось
в антимонопольный орган 30.08.07 с жалобой на неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе. Рассмотрев данную жалобу, антимонопольный орган признал, что министерство нарушило пункт 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ и пункты 6, 9 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ, о чем принято решение от 04.09.07 и выдано предписание от 05.09.07 N 18/17 об отмене результатов конкурса N 00948 по всем выставленным лотам.

В связи с невыполнением указанного предписания антимонопольный орган вынес постановление от 21.09.07 N 915-2 о привлечении и.о. Министра здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики А. к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 8 тыс. рублей штрафа.

Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 04.09.07, предписания от 05.09.07 N 18/17 и постановления от 21.09.07 N 915-2.

Прекращая производство по делу в части признания недействительным постановления от 21.09.07 N 915-2, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку постановление антимонопольного органа от 21.09.07 N 915-2 вынесено в отношении должностного лица - и.о. Министра здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики А., не имеющего статуса предпринимателя без образования юридического лица.

При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что антимонопольный орган, приняв решение от 04.09.07 о выдаче министерству предписания и предписав ему отменить результаты конкурса N 00948 по всем выставленным лотам, вышел за пределы своих полномочий.

В качестве основания для принятия решения от 04.09.07 и вынесения предписания от 05.09.07 N 18/17 об отмене результатов конкурса послужил факт объединения в
один лот технологически и функционально не взаимосвязанного оборудования.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ установлены антимонопольные требования к торгам. В соответствии с частью 3 данной статьи запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции, технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Часть 4 этой же статьи предусматривает, что нарушение правил, установленных статьей 17 закона, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

По правилам пункта 5 статьи 1057 и статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации конкурс, проведенный с нарушением правил, установленных законом, может быть признан недействительным судом.

Таким образом, антимонопольный орган, приняв обжалуемое предписание, фактически признал конкурс недействительным и вышел за пределы своих полномочий.

При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали решение и предписание антимонопольного органа не соответствующими действующему законодательству.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы являются необоснованными.

Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, оценили имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.07 по делу N А25-1235/2007-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.