Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 по делу N А66-7428/2007 При отсутствии надлежащего финансирования из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением организацией льгот по оплате сетевого газа гражданам, подвергшимся политическим репрессиям, возмещение понесенных организацией убытков должно производиться за счет средств казны РФ. Убытки взыскиваются в размере невозмещенных расходов за вычетом НДС.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2008 г. по делу N А66-7428/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В., Зайцевой А.Я. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куприяновской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 февраля 2008 года по делу N А66-7428/2007 (судья Силаев Р.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Тверская региональная компания по реализации газа“ (далее - ООО “Тверьрегионгаз“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Тверской области
в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент соцзащиты) о взыскании 17 082 руб. 02 коп. убытков, образовавшихся в четвертом квартале 2004 года в результате предоставления жителям Конаковского района Тверской области льгот по оплате сетевого газа, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ (далее - Закон N 1761-1).

До принятия судом решения по делу истец уменьшил размер исковых требований до 16 873 руб. 76 коп., исключив из расчета убытков лиц, в отношении которых Департаментом соцзащиты заявлены возражения. Определением от 14 января 2008 года уменьшение исковых требований принято судом. Указанным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Тверской области (далее - Департамент финансов), Территориальный отдел социальной защиты населения по Конаковскому району Тверской области (далее - Территориальный отдел соцзащиты).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 февраля 2008 года заявленные требования удовлетворены частично. С Минфина РФ за счет казны в пользу ООО “Тверьрегионгаз“ взыскано 14 299 руб. 79 коп. убытков, образовавшихся в период с октября по декабрь 2004 года вследствие предоставления жителям Конаковского района Тверской области предусмотренных Законом N 1761-1 льгот по оплате газа, а также 571 руб. 99 коп. расходов по уплате госпошлины. В остальной части иска отказано. В иске к Тверской области в лице Департамента соцзащиты отказано. Истцу возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 8 руб. 33 коп.

Минфин РФ с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права,
просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований за счет Минфина РФ. В обоснование жалобы указывает, что федеральный законодатель вправе отнести расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Предусмотренные федеральным бюджетом на 2004 год средства для компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, Тверской области были перечислены в полном объеме. Минфин РФ выполнило возложенные на него обязательства. Податель жалобы считает, что нет оснований для взыскания убытков на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет федерального бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Истец, Департамент соцзащиты, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в 2004 году истец при снабжении населения Конаковского района Тверской области природным газом предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате на основании Закона N 1761-1. В связи с этим у истца возникли убытки в виде невозмещенных расходов в сумме 16 873 руб. 76 коп. (с налогом на добавленную стоимость) за октябрь - декабрь 2004 года. Факт предоставления льгот и размер убытков подтверждаются удостоверениями льготников; ежемесячными платежными квитанциями; согласованными с Территориальным отделом соцзащиты реестрами лиц, имеющих право на льготы; постановлениями региональной
энергетической компании по установлению тарифов на газ для населения.

В соответствии со статьей 16 Закона N 1761-1 лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. Реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатную установку телефона.

Статьей 17 Закона N 1761-1 предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419, (далее - Положение) финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 (далее - Постановление ВАС РФ) указано, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей
до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Статьей 47 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование расходов, предусмотренных Законом о реабилитации, в сумме 1 638 240 000 руб.

В соответствии со статьей 9 Закона Тверской области от 26 декабря 2003 года N 96-30 “Об областном бюджете Тверской области на 2004 год“ в доходах областного бюджета на 2004 год учтено поступление субвенций из Федерального фонда компенсаций в размере 8 648 000 руб. Кроме того, статьей 24 Закона о бюджете установлено, что средства, поступившие (поступающие) из федерального бюджета, передаются местным бюджетам исходя из фактических расходов и численности граждан на основании ежеквартальных отчетов по реализации Закона N 1761-1 в сумме 8 658 000 руб., в том числе муниципальному образованию Конаковский район на финансирование указанных расходов предусмотрены субвенции в сумме 1 348 000 руб.

Согласно отчету Департамента финансов Тверской области
за 2004 год о финансировании расходов, связанных с реализацией Закона N 1761-1, произведено расходов в 2004 году из бюджета Тверской области 10 743 000 руб., по состоянию на 1 января 2005 года переходящая задолженность федерального бюджета перед бюджетом Тверской области составила 2 709 700 руб. Фактически возмещено из федерального бюджета в 2004 году 10 743 000 руб.

Согласно Закону Тверской области от 27 марта 2006 N 26-30 “Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за 2004 год“ при запланированных в областном бюджете на 2004 год 1 348 000 руб. соответствующих ассигнований фактически бюджету Конаковского района перечислено (кассовое исполнение) 1 435 000 руб. Представленным Департаментом финансов отчетом о финансировании расходов, связанных с реализацией Закона N 1761-1, подтверждается, что исходя из фактически оказанных предприятиями льгот соответствующей части населения задолженность по финансированию (возмещению) предоставленных льгот по Конаковскому району Тверской области составила 398 583 руб. 35 коп. (т. 1, л. 101).

Материалами дела подтверждается, что денежных средств Тверской области как субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом N 1761-1 льгот выделено недостаточно.

Поскольку выделенных из федерального бюджета средств субъекту Российской Федерации - Тверской области оказалось недостаточно для возмещения расходов истца и Минфином РФ не представлено доказательств нецелевого расходования средств федерального бюджета, то иск правомерно удовлетворен за счет казны Российской Федерации. Суд правомерно исключил из расчета иска налог на добавленную стоимость и удовлетворил иск в сумме 14 299 руб. 79 коп.

При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального
права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 26 февраля 2008 года по делу N А66-7428/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В.РОМАНОВА

Судьи

А.В.ЖУРАВЛЕВ

А.Я.ЗАЙЦЕВА