Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.01.2008 N Ф08-8907/07-3334А по делу N А32-9752/2007-11/241 Решение суда об удовлетворении иска общества о признании недействительным постановления налогового органа в части начисления НДС, пени, штрафа по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации оставлено без изменения, поскольку судом доказана неоспоримость факта совершенной обществом хозяйственной операции по приобретению товара и оплате его стоимости с НДС по счетам-фактурам, на основании которых заявлен вычет по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2008 г. N Ф08-8907/07-3334А

Дело N А32-9752/2007-11/241

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Мэри“ - директора Б. (приказ N 3 от 01.02.98), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания и направившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.07 по делу N А32-9752/2007-11/241, установил следующее.

ООО “Мэри“ (далее - общество)
обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 30.03.07 N 11-20-19 в части 81 817 рублей 80 копеек НДС, 43 137 рублей 20 копеек пени, 16 363 рублей 60 копеек штрафа по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (уточненные требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 12.11.07 суд удовлетворил требования общества, исходя из неоспоримости факта совершенной обществом хозяйственной операции по приобретению молока у ПСК “Ленинский путь“ и оплате его стоимости с НДС по счетам-фактурам от 23.07 03 N 521, от 31.07.03 NN 568, 571, 580, на основании которых заявлен вычет по НДС за 2003 год.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.11.07, в удовлетворении требований обществу отказать. По мнению подателя жалобы, решение налоговой инспекции принято в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Неполное отражение в акте проверки обстоятельств дела не влечет автоматическое признание недействительным ненормативного акта налоговой инспекции, не нарушает права и законные интересы общества.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая
инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления НДС за период с 01.01.03 по 01.10.06.

В ходе проверки выявлен факт неуплаты обществом за 2003 год 81 817 рублей 80 копеек НДС в результате неправомерного предъявления налогового вычета по НДС по счетам-фактурам от 23.07.03 N 521, 31.07.03 NN 568, 571 и 580, выставленным ПСК (колхоз) “Ленинский путь“, в которых в нарушение подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не указан адрес покупателя.

Решением налоговой инспекции от 30.03.07 N 11-20-19 общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 16 363 рублей 60 копеек штрафа, обществу предложено уплатить 81 817 рублей 80 копеек НДС и 43 137 рублей 20 копеек пени.

В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

Суд установил фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные доказательства, правильно применил нормы права и принял законное и обоснованное решение, которое отвечает требованиям статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежит отмене или изменению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся
на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом.

Как видно из оспариваемого решения, при исчислении НДС за 2003 год налоговая инспекция не приняла к вычету сумму НДС по счетам-фактурам, выставленным обществу ПСК (колхоз) “Ленинский путь“, на том основании, что в них не указан адрес покупателя (ООО “Мери“).

Суд установил, что исследованные при проведении проверки налоговой инспекцией экземпляры счетов-фактур получены от ПСК (колхоз) “Ленинский путь“ по запросу налоговой инспекции.

Общество в обоснование спорного вычета представило в материалы дела подлинные счеты-фактуры ПСК (колхоз) “Ленинский путь“ от 23.07.03 N 521, от 31.07.03 NN 568, 571, 580, которые суд оценил и признал соответствующими требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из объяснений
ведущего бухгалтера ПСК (колхоз) “Ленинский путь“ К., отвечающей за выписку счетов-фактур, следует, что неправильно оформленные счета-фактуры выданы налоговой инспекции работником ПСК (колхоз) “Ленинский путь“, не знающим данный вид бухгалтерского учета, ошибочно, в связи с нахождением ведущего бухгалтера в командировке; в бухгалтерских сшивах за проверяемый период содержались как ошибочно оформленные счета-фактуры, так и правильные; все счета-фактуры в течение третьего квартала 2003 года оформлены ПСК (колхоз) “Ленинский путь“ в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и переданы обществу для учета.

Оценив представленные в дело доказательства, суд сделал обоснованный вывод, что обществом соблюдены все условия для налогового вычета по НДС, представлены все необходимые подтверждающие документы, недобросовестность общества налоговой инспекцией не доказана.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении Пленума от 12.10.06 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“, презумпция добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики предполагает достоверность сведений, содержащихся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности. Представление налогоплательщиком в налоговой орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Суд сделал обоснованный вывод, что налоговая инспекция не доказала получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде вычета по НДС, заявленного на основании счетов-фактур ПСК (колхоз) “Ленинский путь“ от 23.07.03 N 521, от 31.07.03 NN 568, 571, 580, полученных от поставщика в связи с совершением реальной хозяйственной операции (приобретением молока).

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции направлены на переоценку доказательств, необоснованны и подлежат отклонению.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, исследованы и оценены судом первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.07 по делу N А32-9752/2007-11/241 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции ФНС по Курганинскому району Краснодарского края в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.