Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2008 N Ф08-8515/07 по делу N А32-9367/2007-39/244 В договоре купли-продажи указано, что спорный земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны курорта. Доказательства нахождения его за пределами границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны в материалах дела отсутствуют. В силу закона земельный участок не может передаваться в собственность приватизируемого предприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2008 г. N Ф08-8515/07

Дело N А32-9367/2007-39/244

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества “СГ-транс“ - Б., в отсутствие ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “СГ-транс“ на решение от 31.07.07 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9367/2007-39/244, установил следующее.

ОАО “СГ-транс“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с
иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве о признании права собственности на земельный участок площадью 414 кв. м с кадастровым номером 23:40:02 02 0110:0009, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, п. Кабардинка, мкр. “Дооб“, уч. N 55.

Решением от 31.07.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.10.07, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что представленные в материалы дела документы, на основании которых имущество преобразованного предприятия передано обществу, не содержат сведений о спорном земельном участке. Собственник земельного участка не выразил волю на отчуждение указанного имущества обществу. Суд первой инстанции указал, что к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство, регулирующее правовой статус курортов федерального значения; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке; обществом неверно выбран способ защиты нарушенного права.

В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, иск удовлетворить. По мнению заявителя, вывод судебных инстанций о том, что собственник спорного земельного участка не выразил волю на отчуждение указанного имущества, является необоснованным, поскольку стоимость земельного участка учтена при определении размера уставного капитала ОАО “СГ-транс“, а право собственности общества на участок возникло с момента регистрации истца в ЕГРЮЛ. Согласно кадастровому плану земельный участок относится к землям поселений и предоставлен для индивидуального жилищного строительства, ввиду чего не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. До заключения договора купли-продажи от 26.11.99 земельный участок
находился в собственности физического лица.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании общество поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 26.11.99 Д. (продавец) и государственное унитарное дочернее предприятие “СГ-Буденовский Трансгаз“ (покупатель, дочернее предприятие) заключили договор купли-продажи, согласно которому покупатель приобрел в собственность земельный участок N 55 с недостроенным домовладением в границах плана, прилагаемого к договору, площадью 414 кв. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, пос. Кабардинка, мкр. “Дооб“, находящийся в ведении администрации города и предоставленный для индивидуального жилищного строительства.

14 сентября 2000 года приказом N 330 генерального директора ФГУП “СГ-транс“ отменен как изданный с превышением полномочий приказ от 11.08.97 N 49 “О преобразовании Северо-Кавказского филиала ГУП “СГ-транс“ в унитарное дочернее предприятие ГУП “СГ-Буденовский Трансгаз“; дочернее предприятие реорганизовано в форме присоединения к ФГУП “СГ-транс“ с приданием статуса обособленного подразделения - филиала по транспорту газа; ФГУП “СГ-транс“ определено правопреемником дочернего предприятия (л. д. 60).

26 декабря 2003 года Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 7235-р ФГУП “СГ-транс“ приватизировано путем преобразования в ОАО “СГ-транс“; утверждены состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия (Приложение N 1) и перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (Приложение N 2) (л. д. 7).

27 января 2004 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ОАО “СГ-транс“ путем реорганизации в форме преобразования, что подтверждается свидетельством серии 77 N 001822159 (л. д. 52).

27 января 2004 года на основании распоряжения от 26.12.03 N
7235-р составлен передаточный акт, согласно которому указанное в нем имущество предприятия внесено в уставный капитал общества (л. д. 47-51).

Предъявленное требование мотивировано отсутствием возможности зарегистрировать в установленном порядке право собственности на земельный участок в связи с нарушением Минимуществом России правил определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.

Как следует из Приложения N 1 к распоряжению от 26.12.03 N 7235-р, в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП “СГ-транс“ по состоянию на 01.09.03 включена база отдыха пос. Кабардинка (л. д. 16).

В передаточном акте от 27.01.04 (лист N 381) в числе имущества, внесенного в уставный капитал ОАО “СГ-транс“ также указана база отдыха пос. Кабардинка (л. д. 51).

Названные документы не содержат указания на передачу в уставный капитал общества спорного земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ (далее - Федеральный закон от 21.12.01 N 178-ФЗ) приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков, находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, и земельных участков, занимаемых зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Как видно из инвентаризационной описи от 01.09.03 N 29 общая балансовая стоимость объекта незавершенного строительства “База отдыха“, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, пос. Кабардинка, мкр. “Дооб“, 55, составила 7 780 222 рубля 64 копейки и в ней учтена стоимость права пользования земельным участком, на котором расположен указанный объект
(л. д. 67-70). Такая же стоимость базы отдыха предусмотрена в Приложении N 1 к распоряжению от 26.12.03 N 7235-р и в передаточном акте от 27.01.04.

В Приложении N 2 к распоряжению от 26.12.03 N 7235-р, определяющем перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, спорный земельный участок не указан.

Учитывая, что в передаточном акте от 27.01.04, содержащем общую стоимость передаваемого в собственность общества имущества не указан земельный участок, содержащий самостоятельную стоимость, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для возникновения общества права собственности на земельный участок.

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).

Действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления в частную собственность
земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий. На основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ действие названного Закона на такие земельные участки не распространяется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ и статье 1 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ и пункта 2 статьи 16 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“, Федеральными законами “Об особо охраняемых природных территориях“ и “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

В пункте 3.1 договора купли-продажи от 26.11.99 указано, что спорный земельный участок находится во 2-й зоне санитарной охраны курорта. Доказательства нахождения его за пределами
границ округов санитарной (горно-санитарной) в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, в силу закона земельный участок не может передаваться в собственность приватизируемого предприятия.

Довод общества о том, что согласно кадастровому плану земельный участок относится к землям поселений и предоставлен для индивидуального жилищного строительства, ввиду чего не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, отклоняется кассационной инстанцией.

Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 названного Кодекса. Таким образом, отсутствие в кадастровом плане сведений о том, что участок находится в зоне округа санитарной охраны, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых территорий.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 31.07.07 и постановление апелляционной инстанции от 18.10.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9367/2007-39/244 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.