Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2008 N Ф08-8140/07 по делу N А32-18148/2006-41/509 Отказывая в иске, суд пришел к выводу, что спорные земельные участки относятся к землям промышленности, исходя из их целевого назначения и отсутствия доказательств их перевода из категории земель промышленности в земли поселений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 г. N Ф08-8140/07

Дело N А32-18148/2006-41/509

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - прокурора Краснодарского края - Ф. (удостоверение), от ответчика - открытого акционерного общества “Новоросцемент“ - В. (д-ть от 07.02.07), от третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - П. (д-ть от 15.11.07), в отсутствие ответчиков: специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ в лице Краснодарского регионального отделения, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, третьего лица - администрации г. Новороссийска, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев
кассационную жалобу прокурора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.07 по делу N А32-18148/2006-41/509, установил следующее.

Прокурор Краснодарского края (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ в лице Краснодарского регионального отделения (далее - фонд) и ОАО “Новороссцемент“ (далее - общество) о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков от 31.12.03 N 535/548.

Определением от 27.09.06 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).

Решением от 14.08.07 в иске отказано на том основании, что выкупная стоимость определена правильно, так как спорные земельные участки относятся к землям промышленности, а не землям поселений.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить решение и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, при заключении договора купли-продажи неверно определена категория спорных земельных участков, поскольку они отнесены к землям промышленности, а не к землям поселений, что привело к занижению их выкупной стоимости и нарушению интересов государства, выразившемуся в недополучении денежных средств от приватизации участков. Суд неправомерно отказал в иске, сославшись на отсутствие доказательств перевода спорных участков из состава земель промышленности в земли поселений. В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные к промышленной территориальной зоне. Спорные земельные участки
находятся в восточном районе города, что подтверждается Решением Исполкома Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 26.04.72 N 306, которым утверждена городская черта г. Новороссийска, постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.84 N 433, которым утвержден генеральный план г. Новороссийска, пунктом 1.3 решения Городской Думы г. Новороссийска от 30.09.99 N 314 “О земельном налоге в городе Новороссийске в 1999 году“. Суд не дал оценку доводам прокурора о принадлежности спорных земельных участков к землям поселений и незаконности их отнесения к землям промышленности при определении выкупной стоимости участков.

В отзыве на жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить решение в силе, считая выводы суда соответствующими закону.

В заседании суда кассационной инстанции прокурор поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представители общества и департамента просили отказать в удовлетворении жалобы, считая решение законным и обоснованным.

Изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, распоряжением департамента от 06.11.03 N 1087 обществу предоставлены в собственность за плату земельные участки площадью 1 355 773 кв. м и 419 106 кв. м (кадастровые номера 23:47:00 00 000:0031 и 23:47:00 00 000:32), расположенные по адресу: г. Новороссийск, Сухумийское шоссе, ц/з “Пролетарий“ и ц/з “Октябрь“. Расчет выкупной цены произведен исходя из ставок земельного налога взимаемых за земли промышленности.

31 декабря 2003 года фонд (продавец) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи земельных участков площадью 1 355 773 кв. м и 419 106 кв. м (кадастровые номера 23:47:00 00 000:0031 и 23:47:00 00 000:32), расположенных по адресу: г. Новороссийск,
Сухумийское шоссе, ц/з “Пролетарий“ и ц/з “Октябрь“, по цене 28 064 501 рубль 10 копеек и 8 675 494 рубля 20 копеек. Платежными поручениями от 05.01.04 N 1, 4 - 6 произведена оплата по договору. Право собственности общества зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации от 22.01.04 серии 23-АБ NN 305266, 305263.

Считая, что вследствие определения выкупной цены земельных участков с нарушением закона их стоимость занижена, прокурор обратился с иском о признании договора недействительным. В обоснование иска прокурор указал, что спорные участки относятся к землям населенных пунктов, поэтому их выкупная стоимость подлежит определению на основании ставок земельного налога для земель населенных пунктов, и применение ставок, установленных для земель промышленности, не соответствует закону.

По смыслу статей 422 (пункт 1), 424 (абзац 2 пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с требованиями закона.

В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. В силу статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ при продаже земельных участков в соответствии с правилами, предусмотренными статьей
36 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации. В Краснодарском крае стоимость земельных участков определена в статье 10 Закона Краснодарского края от 05.11.02 N 532-КЗ “Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае“, согласно которой в городе Краснодаре стоимость земельных участков устанавливается в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в иных муниципальных образованиях Краснодарского края - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (в редакции, действовавшей на момент заключения договора).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Согласно статье 85 Кодекса в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.

Отказывая в иске, суд пришел к выводу, что спорные земельные участки относятся к землям промышленности, исходя из их целевого назначения и отсутствия доказательств их перевода из категории земель промышленности в земли поселений. Между тем, в нарушение статьи 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не оценил следующие документы: акты установления и согласования границ земельных участков от 02.02.01, кадастровые планы, чертежи участков, решение Городской Думы г. Новороссийска от 30.09.99 N 314 “О земельном налоге в городе Новороссийске в 1999 году“, которым утверждено земельно-ценовое зонирование г. Новороссийска, заключение эксперта Новороссийской Торгово-промышленной палаты от 23.03.06.

Таким образом, выводы суда об отнесении спорных участков к землям промышленности сделаны по неполно исследованным обстоятельствам дела, поэтому решение подлежит отмене. При новом рассмотрении
дела суду необходимо исследовать данные доказательства, установить, к какой категории земель относятся спорные участки и с учетом этого рассмотреть вопрос о недействительности договора.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.07 по делу N А32-18148/2006-41/509 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.