Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 N 07АП-7224/08 по делу N А67-2336/08 Иск о признании доли в праве собственности на недвижимое имущество удовлетворен правомерно, поскольку заключенный между истцами и третьим лицом договор купли-продажи спорного недвижимого имущества никем не оспорен, а государственная регистрация права собственности ответчика нарушает право общей долевой собственности истцов.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2008 г. N 07АП-7224/08

Дело N А67-2336/08

Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.08

Полный текст постановления изготовлен 26.12.08

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего В.В.Прозорова

судей Л.Е.Лобановой

И.Н.Мухиной

при ведении протокола судьей Мухиной И.Н.

с участием в заседании:

от истцов - Вихлянцевой М.В. по доверенностям от 12 12 07 и от 18 12 08

от ответчика
- Семерневой Н.В. по доверенности от 29 01 08

от третьих лиц - не явились (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Западно-Сибирская железная дорога“ на решение Арбитражного суда Томской области

от 23 10 08 по делу N А67-2336/08 (судья Попилов М.О.)

по иску индивидуальных предпринимателей Карельского И.В. и Цуранова А.А.

к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“

о признании права собственности

третьи лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Томской области, открытое акционерное общество “Томскоблснабсбыт“, Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска

установил:

индивидуальные предприниматели Карельский И.В. и Цуранов А.А. обратились в Арбитражный суд Томской области с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ о признании права собственности на 1/2 доли в праве собственности на подъездной железнодорожный путь необщего пользования, являющегося частью линейного сооружения, включенного в имущественный комплекс - производственное сооружение с кадастровым (условным) номером у70:0:0:0:1, зарегистрированного на праве собственности за ОАО “РЖД“, являющийся железнодорожным тупиком N 24 длиной 375,8 метров, включающий стрелки N 24, N 25, начинающийся от стрелочного перевода N 24, примыкающий к железнодорожному пути N 7а, расположенный на территории земельного участка ст. Томск-грузовой и на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100013:0007, общей площадью 54 273,7 кв. м по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 6.

Решением Арбитражного суда Томской области от 23 10 08 (резолютивная часть объявлена 16 10 08) исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела,
и посчитал установленными недоказанные обстоятельства.

Судом не исследован факт внесения изменений в свидетельства о собственности истцов, неверно применены нормы Правил перевозки грузов, Устав железных дорог СССР, Правила эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, поскольку данные нормативные документы содержат сведения относительно железнодорожных путей.

Вывод суда о том, что ОАО “РЖД“ не представило доказательств, подтверждающих наличие оснований приобретения права собственности на спорный объект недвижимости, а также в части его расположения после границы подъездного пути, неправомерен.

Судом первой инстанции не применены нормы статей 199, 200, 208 ГК РФ.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу истцы просят решение оставить без изменения, указав, что спорный железнодорожный путь выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ОАО “Томскоблснабсбыт“ 12 11 93, что подтверждается решением Арбитражного суда Томской области от 13 02 04 по делу N А67-7180/03. Судом первой инстанции правильно определен и установлен спорный объект недвижимости применительно к различным описаниям объекта, имеющимся у истцов и ответчика.

Судом также правомерно установлено, что истцами срок исковой давности не пропущен. Кроме того, к требованиям собственника о признании за ним прав с целью устранения правовой неопределенности в отношении объекта права собственности подлежат применению нормы абз. 5 ст. 208 ГК РФ.

Третьи лица письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.

В силу п. 5 ст. 156 АПК РФ жалоба рассмотрена без участия представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель истцов просила в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив
в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 23 10 08, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 6 строение 24 расположено сооружение - железнодорожный подъездной путь длиной 867 м, состоящий из тупика N 24 длиной 632 м, тупика N 25 длиной 235 м и стрелок N 24 и N 52, согласно данным технического паспорта по состоянию на 30 08 02, выданного ФГУП “Томский центр технической инвентаризации“ (л.д. 55 - 59 т. 1), право общей долевой собственности на которое зарегистрировано за Карельским И.В. и Цурановым А.А. (по 1/2 доли) в установленном порядке (регистрационные записи от 24 03 03 N 70-01/4п-43/2003-889, N 70-01/4п-43/2003-888), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 70-АА 183920 и серии 70-АА 183921 (л.д. 19 - 20 т. 1).

За ОАО “РЖД“ на основании передаточного акта, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссией РФ, Министерства путей сообщения РФ от 30 09 03 N 4557-р/6-р/884р зарегистрировано право собственности на сооружение с кадастровым (условным) номером у70:0:0:0:1, состоящее из 44 нежилых зданий общей площадью 5 641 кв. м, 376 сооружений общей площадью 14 345,6 кв. м, в т.ч. 22 линейных сооружений протяженностью 546,852 км (регистрационная запись от 19 03 04 N 70-01/4п-60/2003-1059), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 70-АА 256054 (л.д. 41 т. 1).

Согласно указанному передаточному акту, в состав данного сооружения включено земляное полотно на Упрснаббыт ст. Томск-грузовой протяженностью 376 м
(п. 277) и материалы верхнего строения пути на Упрснаббыт ст. Томск-грузовой протяженностью 376 м (п. 568) (л.д. 71 - 74 т. 1).

В соответствии с данными инвентарной карточки от 30 09 03 N 120000000034 материалы верхнего строения пути на Упрснабсбыт ст. Томск-грузовой имеют протяженность 375,79 м и включают в себя стрелочные переводы N 24 и N 52 (л.д. 60 т. 1).

Таким образом, материалы верхнего строения пути на Упрснабсбыт ст. Томск-грузовой и земляное полотно на Упрснабсбыт ст. Томск-грузовой длиной 375,79 м входят в состав сооружения - железнодорожный подъездной путь, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Чубаровцев, 6 строение 24, и право собственности на них зарегистрировано одновременно за истцами и ответчиком.

Полагая, что наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности на часть принадлежащего им сооружения другого лица - ОАО “РЖД“ нарушает их права и законные интересы, Карельский И.В. и Цуранов А.А. обратились с иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцами доказано право собственности на спорное имущество.

Данные выводу суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, из которых следует, что на основании плана приватизации, утвержденного 12 11 92 председателем Комитета по управлению имуществом Томской области, железнодорожный подъездной путь, длиной 867 м, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 6 строение 24, вошел в состав приватизируемого имущества государственного предприятия “Коммерческо-торговая фирма “Томскоблснабсбыт“.

13 11 92 распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Томской области N 224 учреждено АООТ “Томскоблснабсбыт“, являющееся правопреемником КТФ “Томскоблснабсбыт“.

ОАО “Томскоблснабсбыт“ передало данное сооружение в общую долевую собственность Карельскому И.В.
и Цуранову А.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26 02 03, право которых на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном порядке. Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Томской области от 13 02 04 по делу N А67-7180/03 (л.д. 50 - 54 т. 1) и в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 12 91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, объекты, указанные в приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно пункту 4 раздела IV приложения 1 к указанному Постановлению к таким объектам относятся предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 80 Устава железных дорог Союза ССР к железнодорожным подъездным путям относятся пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений, связанные с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие: а) предприятиям, организациям и учреждениям; б) железным дорогам.

Согласно параграфам 1, 2 раздела 12 Правил перевозок грузов (Правила эксплуатации железнодорожных подъездных путей), утв. МПС СССР 21 09 65 по согласованию с СНХ СССР и Госарбитражем СССР, граница подъездного пути отмечается знаком “граница подъездного пути“, место установки такого знака определяется железной дорогой. Стрелка примыкания и часть пути предприятия, организации, учреждения от стрелки примыкания до знака “граница подъездного пути“ находится в
ведении железной дороги и на ее балансе.

В соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18 06 03 N 26 в редакции Приказа Минтранса РФ от 15 02 08 N 28, граница железнодорожного пути необщего пользования с железнодорожными путями общего пользования должна отмечаться специальным знаком, место установки которого определяется владельцем инфраструктуры по согласованию с владельцем пути. На каждый железнодорожный путь необщего пользования разрабатывается и утверждается инструкция и технический паспорт, имеющие обязательный характер как для владельца пути и владельца инфраструктуры.

Границей спорного подъездного пути является знак “Граница подъездного пути“, установленный у светофора М-20 станции Томск-грузовой, что подтверждается договором на эксплуатацию подъездного пути ОАО “Томскоблснабсбыт“, примыкающего к станции Томск-грузовой Западно-Сибирской железной дороги, от 25 06 99 N 4/214, типовым техническим паспортом, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПБОЮЛ “Карельский И.В.“ при станции Томск-грузовой Западно-Сибирской железной дороги от 10 06 04 N 4/225 (л.д. 45 - 48 т. 2, 2 - 18, 44 - 47 т. 3).

Кроме того, прохождение границы спорного подъездного пути по изостыку светофора М-20 подтверждается тем, что стрелочный перевод N 24 и светофор М-20 имеют общее назначение и прямую технологическую взаимосвязь с устройствами станции Томск-грузовой, выраженную в непосредственном взаимодействии (функционировании) друг с другом, что подтверждается технической документацией (л.д. 101 - 108 т. 2, 54 - 57 т. 3).

Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что право собственности Российской Федерации на земляное полотно на Упрснабсбыт ст. Томск-грузовой и материалы верхнего строения пути на Упрснабсбыт ст. Томск-грузовой, и входящие в состав сооружения железнодорожный подъездной путь
длиной 867 м, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Чубаровцев, 6 строение 24, находившиеся ранее в государственной собственности в соответствии с Законом РСФСР от 24 12 90 “О собственности в РСФСР“, возникло в силу прямого указания закона только в части их протяженности до границы подъездного пути - изоляционного стыка светофора М 20.

Следовательно, согласно ст. 209 ГК РФ спорные сооружения могли быть переданы ОАО “РЖД“ на основании передаточного акта от 30 09 03 N 4557-р/6-р/884р только в указанной части.

В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Доказательств, подтверждающих наличие оснований приобретения права собственности ответчиком на спорный объект недвижимости, а также в части его расположения после границы подъездного пути в материалах дела не имеется.

В связи с осуществленной технической инвентаризацией индивидуальные признаки сооружения N 24 по ул. Героев Чубаровцев, 6 в г. Томске уточнены - сооружение состоит из двух железнодорожных тупиков N 24 длиной 570,5 м, N 25 длиной 235 м и стрелочного перевода N 52, общая протяженность составляет 805,5 м, с границей от изолированного стыка светофора М 20, что подтверждается техническим паспортом сооружения составленном ОГУП ТОЦТИ по состоянию на 22 08 08 (л.д. 37 - 43 т. 3).

Указанное сооружение расположено на территории земельного участка ст. Томск-грузовой и на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100013:0007, что подтверждается постановлениями мэра г. Томска от 15 04 02 N 1239-3, от 08 02 05 N 480-3, материалами инвентаризации земельного участка по адресу: г.
Томск, ул. Героев Чубаровцев, 6, договором аренды земельного участка N 010623:01 в редакции дополнительных соглашений 4, 4/1, от 14 03 05, от 28 02 05 NN 14, 15, соглашения о перемене стороны в договоре от 17 08 04, кадастровыми планами земельного участка, проектом границ земельного участка, инвентаризацией железнодорожных тупиков, планом земельного участка (л.д. 21 - 38, 42 - 50 т. 1, 94, 90, 96 - 97 т. 2).

Доводы ответчика о том, что судом не исследован факт внесения изменений в свидетельства о собственности истцов, кроме того, неверно применены нормы Правил перевозки грузов, Устав железных дорог СССР, Правила эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, поскольку данные нормативные документы содержат сведения относительно железнодорожных путей, судом апелляционной инстанции не принимаются в связи с несостоятельностью.

Довод апеллянта о неприменении судом первой инстанции нормы статей 199, 200, 208 ГК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в силу ст. 196 ГК РФ срок исковой давности устанавливается в три года. Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что истцы узнали о нарушенном праве только в 2008 году.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Томской области от 23 10 08 по делу N А67-2336/08 не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст.ст. 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 23 10 08 по делу N А67-2336/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

В.В.ПРОЗОРОВ

Судьи

Л.Е.ЛОБАНОВА

И.Н.МУХИНА