Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 N 07АП-3509/08 по делу N А02-26/2008 Установление недостоверности или неполноты сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении, в отношении которых податель заявления дал в установленном порядке гарантии достоверности, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2008 г. N 07АП-3509/08

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2008 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Солодилова А.В.

судей Залевской Е.А.,

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: без участия;

от ответчика: Шмырина Н.Ю.,
дов. от 22.09.2008 г.;

от третьего лица: без участия;

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС N 5 по Республике Алтай с приложенными к ней документами,

поданную

на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 07.05.2008 г.

по делу N А02-26/2008

по заявлению учредителя общества с ограниченной ответственностью “Партнер“ Арепьева А.А.

к Межрайонной ИФНС N 5 по Республике Алтай

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации предприятия незаконным

установил:

решением Арбитражного суда Республики Алтай от 07.05.2008 г. удовлетворено заявление учредителя общества с ограниченной ответственностью “Партнер“ Арепьева А.А. (далее - ООО “Партнер“, общество). Признано незаконным решение от 11.10.2007 г. об отказе в государственной регистрации ООО “Партнер“ Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай (далее - МРИФНС N 5 по Республике Алтай, налоговый орган, инспекция, апеллянт, податель жалобы).

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Алтай от 07.05.2008 г. полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требований. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.

Инспекция считает, что решение арбитражного суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права.

По мнению подателя жалобы, в нарушение Методических разъяснений утвержденных Приказом ФНС от 01.11.2004 г. N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированном в Министерстве юстиции 22.12.2004 г. N 6220 заявитель не заполнил обязательные для заполнения в листах “Б“ и “Е“ формы N Р 11001 графы о месте жительства лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Также в листе “Б“ формы N Р11001 в сведениях о паспортных данных датой выдачи
паспорта указывается 27.11.1967 год. Во всех предоставленных документах для регистрации не указывается адрес проживания Тырышканова В.В. Апеллянт считает вывод суда о том, что на момент подачи заявления у Тырышканова В.В. отсутствовала регистрация по месту жительства и, следовательно, графы 4.1 листа “Б“ и “Е“ не заполняются, противоречит Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о государственной регистрации) и Постановлению Правительства РФ N 439 от 19.06.2002 (в редакции от 22.05.2006 г.) и материалам дела, так как в данной графе указывается адрес места жительства в Российской Федерации (при отсутствии указывается место пребывания). Следовательно, при отсутствии регистрации Тырышканов В.В. должен был указать свое место пребывания.

Кроме того, налоговый орган не соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации противоречит ст. 19 Конституции РФ и материалам дела, поскольку незаполненность соответствующих граф заявления, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

Статья 23 Закона о государственной регистрации в качестве оснований для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление названным Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Данный довод инспекции, поддержанный Постановлением ФАС Уральского округа дело N Ф09-3868/07 и оставленный в законной силе Определением ВАС РФ от 29.08.2007 г. N 10507/07 Арбитражным судом Республики Алтай не исследован и указанным доводам не дана соответствующая оценка. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.

Отзыв на апелляционную жалобу заявитель не представил.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал апелляционную жалобу, по основаниям, указанным в жалобе, надлежащим образом извещенные
заявитель и третье лицо явку своих представителей не обеспечили.

Выслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 07.05.2008 г., определив в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующих оснований.

11.10.2007 г. МРИ ФНС России N 5 по Республике Алтай принято решение об отказе в государственной регистрации при создании общества с ограниченной ответственностью “Партнер“. Основанием отказа в государственной регистрации послужил тот факт, что заявление по форме N Р11001 приравнивается к не представленному, т.к. в листе Б “Сведения об учредителях - физических лицах“ и в листе Е “Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица“ к заявлению Тырышканова В.В. не заполнены п. 4.1.1 - 4.1.9, а именно адрес места жительства.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного
органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Пунктом 1 ст. 4 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

Из п.п. “в“ п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии со ст. 12 ФЗ N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии; документ об уплате государственной пошлины).

При этом указанным заявлением подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; что сведения, содержащиеся в учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в
установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности и полноте сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.

В силу ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что налоговый орган отказал в государственной регистрации юридического лица, мотивируя свою позицию непредставлением заявителем необходимых сведений в заявлении по форме N Р11001.

Апелляционная инстанция считает данный отказ налогового органа обоснованным, так как если в заявлении допущена ошибка, налоговый орган трактует это как нарушение требований о полноте и достоверности сведений, изложенных в заявлении о государственной регистрации, что является обязательным в силу требований пункта “а“ статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Установление недостоверности или неполноты сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении, в отношении которых податель заявления дал в установленном порядке гарантии достоверности, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Республики Алтай решение подлежит отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 258, 268, п.
2 ст. 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 07.05.2008 г. по делу N А02-26/2008 - отменить. Принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований учредителя общества с ограниченной ответственностью “Партнер“ Ф.И.О. - отказать.

Взыскать с Ф.И.О. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

СОЛОДИЛОВ А.В.

Судьи

ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.

ХАЙКИНА С.Н.