Решения и постановления судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 N 05АП-743/2008 по делу N А51-1803/2008-43-42 Иск о взыскании суммы расходов, возникших в результате предоставления льготного провоза граждан, удовлетворен за счет казны субъекта РФ, поскольку невозмещение понесенных истцом убытков явилось следствием ограниченного финансирования субъектом своего расходного обязательства.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2008 г. N 05АП-743/2008

Дело N А51-1803/2008-43-42

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании “06“ августа 2008 г., изготовление постановления откладывалось на основании ст. 176 АПК РФ до “11“ августа 2008 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Приморского края

на решение от “20“ мая 2008 г. по делу N А51-1803/2008-43-42

Арбитражного суда Приморского края судьи Х.

по иску ОАО “Приморавтотранс“



к Чугуевскому муниципальному району, Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

о взыскании 859 731 руб.

установил:

ОАО “Приморавтотранс“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Чугуевскому муниципальному району, Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 859 731 рубля - суммы расходов в результате предоставления льготного провоза граждан.

Определением от 24.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Приморского края.

Определением от 17.04.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации Управления федерального казначейства по Приморскому краю.

Решением от 20.05.2008 с Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу ОАО “Приморавтотранс“ взыскано 859 731 руб. расходов. В иске к Чугуевскому муниципальному району и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Управления федерального казначейства по Приморскому краю отказано.

Не согласившись с решением суда, ОАО “Приморавтотранс“ обратилось в суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя решение суда, ОАО “Приморавтотранс“ просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Департамент финансов Приморского края не согласен со взысканием за счет казны Приморского края расходов, понесенных истцом в связи с перевозкой лиц, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, оказание которой относится к ведению Российской Федерации. Считает, что суд неправильно применил к спорным отношениям ФЗ “О государственной социальной помощи“. Объем переданных в 2006 году из федерального бюджета субвенций недостаточен для финансирования расходов организаций, осуществивших перевозку граждан, включенных в федеральный регистр. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применена ст. 30.1 Закона Приморского края “О краевом бюджете на 2006 год“. Не согласен с выводом суда о том, что передача денежных средств муниципальным образованиям в меньшем объеме по сравнению с объемом субвенций из федерального бюджета доказывает виновность действий Департамента финансов. Согласно Закону Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2006 год“ на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры, направлены средства в размере 76 401,9 тыс. руб., что свидетельствует о финансировании в большем размере, чем запланировано Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2006 год“ - 66 249,75 тыс. руб. Считает, что истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил правового акта об утвержденных тарифах на перевозку пассажиров и багажа, действовавших на территории Чугуевского муниципального района до августа 2006 года.

Истец не согласен с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.



Решение проверяется в порядке ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Во исполнение постановления Администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па “О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края“ между ОАО “Приморавтотранс“ (исполнитель) и Администрация муниципального образования Чугуевский район (заказчик) заключен договор от 10.01.2006 N ОПП 175 на возмещение расходов по перевозке льготных категорий пассажиров в автобусах городского и пригородного сообщения, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению 50% скидки от действующих тарифов по оплате проезда в автобусах городского и пригородного сообщения в пределах Чугуевского района льготных категорий пассажиров, входящих в краевой и федеральные регистры, а заказчик возмещает исполнителю расходы, связанные с предоставлением указанных льгот.

В соответствии с договором оплата производится заказчиком после поступления от исполнителя счетов-фактур и отчетов. Срок действия договора установлен сторонами с 01.01.2006 по 31.12.2006.

Во исполнение договора истцом в 2006 году 136 636 лицам из числа граждан льготной категории предоставлена 50% скидка по оплате за проезд. Предоставление скидки повлекло для истца расходы в сумме 1 219 971 руб. Чугуевским муниципальным районом произведена оплата расходов ОАО “Приморавтотранс“ в размере 301 930 руб. Оплата в указанном размере произведена муниципальным образованием за счет средств, выделенных району в 2006 году из краевого бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление от 15.08.2006 N 184-па издано Администрацией Приморского края, а не Губернатором Приморского края.

Понесенные истцом расходы в феврале 2006 года, возмещены частично на сумму 13 891 руб. Расходы, понесенные истцом при перевозке лиц льготных категорий в марте, апреле, мае, июне, августе, октябре, ноябре и декабре 2006 года не возмещены. Сумма невозмещенных истцу расходов составила 918 041 руб. Указанная сумма уменьшена истцом до 859 731 руб. в связи со снижением общей стоимости проезда в результате издания постановления Губернатора Приморского края от 15.08.2006 184-па.

Поскольку ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, не произвел оплату выполненных истцом услуг в полном объеме, образовалась задолженность в сумме 859 731 руб., в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 5 ФЗ “О государственной социальной помощи“ оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в наборе социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па “О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края“ дополнительно с 1 февраля 2005 года до принятия соответствующего закона Приморского края установлена льгота по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края (кроме железнодорожного транспорта) в размере не менее 50 процентов от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (п. 3 постановления).

Этим же постановлением утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, включенным в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края (далее Порядок).

В силу пунктов 2, 3 Порядка дополнительные меры социальной поддержки представляют собой скидку по оплате проезда в размере не менее 50 процентов. Скидка в размере не менее 50 процентов по оплате проезда предоставляется гражданину на всей территории Приморского края при предъявлении им удостоверения о праве на меры социальной поддержки (или иного документа, подтверждающего это право) и пенсионного удостоверения или социального проездного билета.

Пункт 4 Порядка установил общий перечень лиц, которые имеют право на скидку в размере не менее 50 процентов по оплате проезда вне зависимости от определения статуса социальной защиты последних на основании федерального, либо краевого закона.

Постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па установлен Порядок предоставления средств муниципальным образованиям и транспортным организациям края на обеспечение равной доступности транспортных услуг. В соответствии с пунктом 3 Порядка муниципальные образования края, заключая договоры с транспортными организациями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования (кроме такси), устанавливают порядок возмещения расходов организаций, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный и краевой регистр и средства, полученные из краевого бюджета, распределяются между транспортными организациями пропорционально пассажиропотоку.

В соответствии с п. 19 постановления Пленума ВАС РФ 22.06.06 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ“ при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 26.3 в Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ отсутствует, имеется в виду статья 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В силу п. 1 ст. 26.3 ФЗ РФ от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Пунктом 2 ст. 26.3 ФЗ РФ от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.

Согласно ст. 44 ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“ бюджетам субъектов Российской Федерации установлены субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 010 127,5 тыс. руб.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2005 N 827 и Распоряжением Правительства Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации Приморскому краю выделено 40 985,90 тыс. руб.

Факт выделения субъекту Российской Федерации субвенции в указанном объеме подтвержден Законом Приморского края от 28.06.2007 года N 111-КЗ “Об исполнении краевого бюджета за 2006 год“.

Вместе с тем, согласно Закону Приморского края от 28.06.2007 года N 111-КЗ “Об исполнении краевого бюджета за 2006 год“ Приморским краем на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан вне зависимости от установления для последних мер социальной защиты федеральными или краевыми законами выделено 24 591,54 тыс. руб., что значительно меньше средств субвенций, выделенных из средств федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации.

Таким образом, невозмещение понесенных истцом убытков явилось следствием ограниченного финансирования Приморским краем своего расходного обязательства.

В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно возложил ответственность на казну Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края, так как последний является органом государственного управления финансами на территории Приморского края и выступает в судах от имени казны Приморского края, поскольку в составе расходов бюджета Приморского края денежные средства на данные цели были предусмотрены.

При изложенных обстоятельствах решение суда признается законным, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Приморского края от 20.05.2008 по делу N А51-1803/2008-43-42 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через арбитражный суд Приморского края.