Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2008 N 07АП-1727/08 по делу N А45-14639/07-2/132 Решение налогового органа о доначислении ЕНВД и взыскании штрафа признано недействительным, поскольку в спорный период налогоплательщиком осуществлялась деятельность, не подпадающая под систему налогообложения в виде ЕНВД.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2008 г. N 07АП-1727/08

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2008 г.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.

при участии:

от заявителя: Кременчук Б.Н., генеральный директор, протокол собрания от

21.03.2008 г.

от ответчика: Бугрик Г.В. по доверенности N 23 от 08.04.2008 г.,

Первушина В.Ю. по доверенности N 3 от 09.01.2008 г. (до

31.12.2008 г.)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Инспекции ФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 04 февраля 2008 года по делу N А45-14639/07-2/132 (судья Павлючик Н.А.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Бриз“

к Инспекции ФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска

о признании недействительным решения от 08.11.2007 г. N 16-11/25,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Бриз“ (далее по тексту ООО “Бриз“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции ФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее по тексту Инспекция) о признании недействительным решения от 08.11.2007 г. N 16-11/25 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 834 346, 26 рублей, доначисления единого налога на вмененный доход в сумме 580 206, 60 рублей, пени в сумме 86 215, 57 рублей.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.02.2008 г. года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, поскольку судом необоснованно сделан вывод о недоказанности доводов налогового органа о том, что сдаваемое в аренду помещение ООО “Бриз“ является микрорынком; выйдя за рамки своих полномочий, суд самостоятельно изменил статус “микрорынок“, не отменив и не изменив правоустанавливающих документов Общества.

Подробно
доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобы.

В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы и настаивали на ее удовлетворении.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 11.04.2008 г.) и его представитель в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что решение суда является законным, обоснованным и основания для его отмены отсутствуют; налоговый орган ограничился толкованием противоречивых и неполных документов, отказался оформить акт осмотра павильона ООО “Бриз“; при наличии противоречий в позиции налогового органа и налогоплательщика, при наличии неясности и сомнений, которые должны толковаться в пользу налогоплательщика, налоговый орган не исполнил своих обязанностей предусмотренных статьями 89, 90, 92 НК РФ, что повлекло нарушение охраняемых законом прав налогоплательщика

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.02.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска проведена выездная налоговая проверка ООО “Бриз“ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки N 16-11/25 от 28.09.2007 г., 08.11.2007 г. вынесено решение N 16-11/25 о привлечении к ответственности ООО “Бриз“ за совершение налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 834 346, 26 рублей, налогоплательщику доначислено единого налога на вмененный доход в сумме 580 206,
60 рублей, пени в сумме 86 215, 57 рублей.

Основанием доначисления сумм налога, соответствующих сумм пени и штрафа послужило установление налоговым органом, что в 2006 г. ООО “Бриз“ осуществляло вид деятельности, подпадающий под действие пп. 13 п. 2 ст. 346.26 - оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей, а именно, сдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям во временное пользование для самостоятельного осуществления торговой деятельности торговых мест на микрорынке, расположенным по адресу: ул. Д.Ковальчук, 264 - 266, в то время как отчетность по данному виду деятельности налогоплательщиком не представляется.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности выводов налогового органа об осуществлении Обществом услуг на микрорынке; не дачи налоговым органом характеристики помещения по ул. Д.Ковальчук, 264 - 266; принятия оспариваемого решения без учета в совокупности всех представленных налогоплательщиком документов.

В соответствии со ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении установленных данной статьей видов предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 ст. 346.26 НК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ) предусмотрено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; устанавливающими также виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ “О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах“, Городским советом Новосибирска Решением от 25.10.2005 г. N 104 “О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории г. Новосибирска“ введена в действие на территории города Новосибирска система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Новосибирска согласно приложению N 1.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

Приложением N 1 к решению Городского совета
г. Новосибирска от 25.10.2005 года N 104 (в редакции Решений городского Совета от 17.11.2005 г. N 133, от 19.04.2006 г. N 249, от 30.06.2006 г. N 306) установлен аналогичный вид предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется единый налог.

При этом под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты (ст. 346.27 НК РФ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ“, розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места; торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией;

На основании Положения об организации и работе микрорынков на территории г. Новосибирска, утвержденного Решением городского Совета от 03.07.2003 г. N 281, микрорынки организуются в целях наиболее полного удовлетворения потребностей
населения в продуктах питания и товарах народного потребления, создания необходимых условий и максимальных удобств для продажи и покупки товаров жителями города, при этом под микрорынком понимается объект, представляющий совокупность сооружений мелкорозничной торговли, численностью менее ста рабочих мест, обеспеченный необходимой инфраструктурой (п. 1.3 Положения).

Как следует из материалов дела, между ООО “Бриз“ и Мэрией г. Новосибирска в соответствии с решением Городского совета от 09.04.2003 г. N 236 “Об утверждении Порядка размещения временных объектов на территории г. Новосибирска“ заключен договор аренды земельного участка площадью 844 кв. м. для размещения временного объекта от 22.12.2005 г. N 24730а (л.д. 76), в соответствии с подпунктами 1.1., 1.4. которого Арендодатель Мэрия г. Новосибирска передает, а Арендатор ООО “Бриз“ принимает в аренду земельный участок площадью 844 кв. м для размещения и эксплуатации торгового павильона микрорынка.

Подпунктами 1.3, 1.4 вышеназванного договора предусмотрено разрешенное использование земельного участка: для установки и эксплуатации крытого павильона микрорынка; земельный участок передается в аренду для размещения и эксплуатации торгового павильона микрорынка по ул. Дуси Ковальчук, 264 - 266.

Арендатор обязан эффективно использовать земельный участок в соответствии с разрешенным пользованием (п. 4.2. договора аренды).

Согласно акта приемки в эксплуатацию торгового павильона ООО “Бриз“ (л.д. 32) по ул. Д.Ковальчук, между домами 264 и 266, объект представлен в виде торгового павильона, площадью застройки 536 кв. м. без фундамента, стены металлические с витражами, с внутренним утеплением минеральной ватой, кровля металлическая, построен ЗАО “Корвет“.

Между ООО “Бриз“ и индивидуальными предпринимателями заключены договоры аренды торговых мест на микрорынке (л.д. 73 - 74, 82 - 83).

Письмом Администрации Заельцовского района Мэрии г. Новосибирска N 5481 от 13.09.2007
(л.д. 72), являющимся ответом на запрос ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска, сообщается, что ООО “Бриз“ на сегодняшний день осуществляет свою деятельность как магазин модульного типа, дата работы предприятия как магазина модульного типа не указана.

Справкой начальника отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации Заельцовского района г. Новосибирска Наймушиной Г.Г. (л.д. 94) характеристика спорного объекта в период с 1999 года по 01.08.2007 г. дана как торговый зал, занятый оборудованием предназначенным для выкладки продуктов питания, оборудование стационарное - охлаждающие прилавки, витрины, холодильники, холодильные камеры.

Объект, размещенный по ул. Д.Ковальчук, определен Управлением Государственной противопожарной службы Новосибирской области как торговый павильон, размещение которого не противоречит действующим строительным нормам и правилам (письмо от 03.06.1997 г. л.д. 99).

Таким образом, в вышеуказанных документах статус оспариваемого объекта характеризуется неоднозначно, как торговый павильон, магазин модульного типа, торговый зал, в связи с чем вывод о его отнесении к категории микрорынка может быть сделан лишь на основании документов, подтверждающих его фактические характеристику, вид осуществляемой деятельности и предназначение.

В целях исчисления единого налога на вмененный доход в силу ст. 346.27 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Сам по себе договор аренды земельного участка
от 22.12.2005 г. N 24730а и договоры аренды с индивидуальными, представленные в материалы дела как типовые, не свидетельствуют о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта; представленная в материалы дела схема микрорынка ООО “Бриз“ по ул. Д.Ковальчук, 266А (л.д. 84) не утверждена в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ, п. 2.4, п. 2.5 Положения о рынках города Новосибирска, утвержденного решением Городского совета Новосибирска от 18.06.2003 г. N 265, п. 2.4 Положения об организации и работе микрорынков на территории города Новосибирска, утвержденного решением Городского совета Новосибирска от 03.07.2003 г. N 281, надлежащим доказательством по делу не является; иных доказательств, с полнотой и достоверностью свидетельствующих об осуществлении Обществом сдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям во временное пользование для самостоятельного осуществления торговой деятельности торговых мест на микрорынке, расположенном по адресу ул. Д.Ковальчук, 266А (протоколы осмотра, проведение контрольных мероприятий, направление запросов и пр.), в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ Инспекцией в материалы дела не представлено.

Форма N 3-рынок (л.д. 85), утвержденная Постановлением Росстата от 16.06.2006 г. N 21 “Сведения о численности торговых мест рынка“, на которую ссылается налоговый орган в доказательство правомерности позиции, изложенной в оспариваемом решении, не свидетельствует о сдаче в аренду участков, имущества, торговых мест на территории, отведенный под рынок, расположенный именно по адресу ул. Д.Ковальчук, 266А.

Кроме того, как следует из акта (стр. 5, л.д. 53) отчетность по данному виду деятельности Обществом представлялась в налоговую инспекцию в соответствии со ст. 346.23 НК РФ главы 26.2 НК РФ “Упрощенная система налогообложения“, объектом
налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ являлись доходы организации ООО “Бриз“; нарушений по применению упрощенной системы налогообложения налоговым органом в ходе проверки не установлено; доказательств невозможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения, с учетом не доказанности налоговым органом отнесения павильона ООО “Бриз“ к микрорынку, Инспекцией в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам ч. 1, ч. 5 ст. 110 АПК РФ относится на Инспекцию, оплачена при подаче.

Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04 февраля 2008 года по делу N А45-14639/07-2/132 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

В.А.ЖУРАВЛЕВА

М.Х.МУЗЫКАНТОВА