Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 N 07АП-876/08 по делу N А27-8785/2007-5 Включение стоимости льготного угля в облагаемую базу для исчисления страховых взносов является правомерным, так как указанные выплаты связаны с результатом исполнения работниками своих трудовых обязанностей, относятся к системе оплаты труда, являясь неденежным доходом работника.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2008 г. N 07АП-876/08

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2008 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

Председательствующего Ждановой Л.И.

судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л.И.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 12, г. Прокопьевск)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 24.12.2007 года по делу N А27-8785/2007-5 (судья Ходякова О.С.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Черногорская автобаза“, г. Прокопьевск

к Государственному учреждению - Кузбасское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 12, г. Прокопьевск)

о признании незаконным решения N 41 от 22.06.2007 года и требования N 70 от 22.06.2007 года,

установил:

ООО “Черногорская автобаза“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 12, г. Прокопьевск) (далее - Фонд) об оспаривании решения N 41 от 22.06.2007 года о привлечении страхователя к ответственности по п. 1 ст. 19 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ, ч. 1 ст. 122 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 3 718. руб. 03 коп.; и требования N 70 от 22.06.2007 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов в размере 18 950 руб. 16 коп. и соответствующих сумм пени.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.12.2007 года заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.12.2007 года отменить, и принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:

- Суд при вынесении решения неправильно применил ст. 129 Трудового кодекса РФ и сделал вывод о том, что выплаченные пособия в размере не менее 15%
среднемесячного заработка за каждый год работы в организации не связаны с оплатой труда работника на данном предприятии, а являются дополнительными социальными гарантиями работникам угольной промышленности независимо от стажа работы на данном предприятии. Работники, которым произведена такая доплата, продолжают работать в Обществе после достижения пенсионного возраста, следовательно, они не нуждаются в такой доплате в качестве социальной гарантии, а нуждаются в ней в качестве оплаты труда. Указанная доплата напрямую зависит от среднего размера заработной платы, то есть является оплатой труда и соответствует критерию выплат статьи 129 Трудового кодекса РФ. Таким образом, Фонд правомерно начислил страховые взносы на уплаченные выплаты.

- Суд, указывая в решении, что включение в облагаемую базу стоимость льготного угля является неправомерным, поскольку данные суммы не являются частью заработной платы и не связаны с выполнением сотрудниками работы, не учел, что Общество не является предприятием угольной отрасли, и не одним нормативным актом не закреплена обязанность Общества по предоставлению своим работникам льготного угля. В данном случае имеет место именно доход работников Общества, так как предоставляемый уголь имеет определенную стоимость, в связи с чем, уголь следует считать не денежным доходом работника.

- Материалами дела установлено, что Общество не начисляло страховых взносов на выплаты, выплачиваемые на основании локальных актов предприятия. При этом нормативные акты Общества не относятся к нормативно-правовым актам Российской Федерации, регулирующим вопросы начисления страховых взносов. Локальные акты, принимаемые работодателем и устанавливающие системы оплаты труда и компенсации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, дают право работодателю на доплаты сверх норм, установленных нормативными актами, однако не могут определять порядок начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно законодательству, произведенные страхователем выплаты не отнесены к числу выплат, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так же нормы права не указывают на то, что страхователь не должен начислять взносы на стоимость предоставляемого угля.

Подробно доводы Фонда изложены в апелляционной жалобе.

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), явку представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия ООО “Черногорская автобаза“ и Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 12, г. Прокопьевск), их представителей.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.12.2007 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения директора КРО ФСС от 14.05.2007 года N 74 проведена проверка Общества по вопросам начисления уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2005
года по 31.03.2007 года (том 1, л.д. 31).

По результатам проверки составлен акт N 12000070 н/с от 07.06.2007 года (том N 1 л.д. 15 - 26), из которого следует, что Фондом выявлена неуплата страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в сумме 18 590 руб. 16 коп.

По мнению Фонда, подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов стоимость угля, передаваемая работникам предприятия на бытовые нужды по льготной цене (50% стоимости за 1 тонну), а также, предприятием необоснованно не начислены страховые взносы рабочим, которые получают единовременные выплаты в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в связи с выходом на государственную пенсию, при их не увольнении и продолжении работы на предприятии.

На основании акта проверки Фондом принято решение N 41 от 22.06.2007 года о привлечении Общества к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в результате занижения налогооблагаемой базы на 2221125 руб. 62 коп., начисленных взносов в сумме 18590 руб. 16 коп., в виде штрафа в сумме 3718 руб. 03 коп. (том 1, л.д. 32 - 37).

Кроме того, Обществу выставлено требование N 70 от 22.06.2007 года об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 20136 руб. 97 коп., в том числе неуплаченные страховые взносы в сумме 18590 руб. 16 коп., расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов 1 546,81 руб., а также пени в сумме 4236 руб. 52 коп. (том 2, л.д. 15).

Не согласившись с данным решением и требованием в части уплаты страховых взносов в размере 18 950,16 руб. и соответствующих сумм пени, Общество обратилось
с заявлением в арбитражный суд об оспаривании данных нормативных актов.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, проанализировав ст.ст. 3, 17, 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, пункт 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 184, пункт 4 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, исходил из того, что включение в налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов стоимости льготного угля и единовременных выплат работникам при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию (при не увольнении) является неправомерным, поскольку данные суммы не являются оплатой за конечный трудовой результат и не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Апелляционный суд находит выводы суд первой инстанции неправильными, при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем доходам и иные, определяемые федеральным законом, источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 года
“Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.

В силу ст. 5 названного Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 года N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем правилам оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Исходя из анализа указанных выше норм следует, что для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ являются выплаты, начисленные работнику за выполнение работы как за определенный трудовой результат.

При этом Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 года N 765 и устанавливает исключение не из любых выплат, полученных работником, а только из выплат, начисленных работнику в связи с выполнением трудовых
обязанностей. Данный Перечень подлежит применению в совокупности с перечисленными выше нормативными актами, в соответствии с которыми объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, связанные с оплатой труда.

Согласно п. 14 названного Перечня страховые взносы не начисляются на стоимость бесплатно предоставляемого (частично оплачиваемого) отдельным категориям работников в соответствии с законодательством топлива или соответствующего денежного возмещения.

В связи с чем, указанная норма применима к категориям работников, которые определены законодательством РФ.

Фондом социального страхования доначислены страховые взносы в сумме 10 682 руб., в том числе за 2005 год - 5 776 руб., за 2006 год - 4 161, 42 руб. и за 2007 год - 743, 84 руб. на стоимость льготного угля.

Материалами дела установлено, что согласно подразделу 5.2 “Жилье, топливо для жилья“ раздела 5 “Гарантии и компенсации“ коллективного договора Общества предусмотрено предоставление угля на бытовые нужды отдельным категориям лиц в соответствии с “Положением о порядке предоставления бесплатного (пайкового) угля на бытовые нужды в ООО “Черногорская автобаза“.

При этом Общество не начисляло страховые взносы на предоставляемый работникам организации льготный уголь - трудящимся и работающим пенсионерам, руководствуясь коллективным договором Общества. Федерального же закона, которым работники Общества были бы отнесены к категории работников, на которых распространяется действие п. 14 Перечня, нет.

Кроме того, Общество не является предприятием угольной отрасли, при этом нормативными актами не закреплена обязанность Общества по предоставлению своим работникам льготного угля. Данные взносы не начисляются, если Общество, которое представляет уголь своим работникам, является предприятием, относящимся к угольной отрасли. Из учредительных документов Общества не усматривается какая-либо связь с угольной промышленностью, предприятие является автотранспортной организацией.

Следовательно, включение Фондом стоимости льготного угля в
облагаемую базу для исчисления страховых взносов и доначисление страховых взносов в сумме 10 682 руб. является правомерным, так как указанные выплаты связаны с результатом исполнения работниками своих трудовых обязанностей, предоставляемый льготный уголь имеет определенную стоимость, относятся к системе оплаты труда, являясь не денежным доходом работника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 года N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, где в п. 4 предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 года N 765.

Согласно п. 9 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, не начисляются страховые взносы на единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию.

Фондом доначислены страховые взносы в сумме 7 636, 13 руб., в том числе за 2005 г. - 3 402, 98 руб., за 2006 г. - 3 489, 31 руб., за 2007 г. - 1015, 87 руб., в связи с не включением страхователем в облагаемую базу в 2005 - 2007 г.г. единовременных выплата работникам в связи с выходом на пенсию (при не увольнении) в сумме 956 353, 51 руб. (в том числе, за 2005 г. - 351 684,49 руб., за 2006 г. - 498 406,19 руб., за 2007 г. - 106 262, 83 руб.).

Действительно, указанные выплаты предусмотрены коллективным договором Общества и включены в подраздел 5.1 “Социальный выплаты и компенсации“ раздела 5 “Гарантии и компенсации“),
которым предусмотрено, что работникам, обладающим правом на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию), выплачивается единовременное пособие в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы.

Однако наименование раздела не определяет характера произведенных выплат, так как размер таких выплат определяется путем сложения 15% от среднего заработка за каждый год работы в организации.

Как установлено материалами дела, работники, которым произведена такая доплата, продолжают работать после достижения пенсионного возраста, следовательно, они не нуждаются в такой доплате в качестве социальной гарантии, а нуждаются в ней в качестве оплаты труда. Указанная доплата напрямую зависит от среднего размера заработной платы, то есть является оплатой труда и соответствует критерию выплат ст. 129 Трудового кодекса РФ, и Фонд правомерно начислил страховые взносы на указанные выплаты.

Кроме того, из указанного коллективного договора следует, что данные выплаты носят обязательный для Общества характер, так как им предусмотрены право работника требовать и обязанность Общества предоставления льготного угля и начисления единовременных выплат определенным категориям работников.

Следовательно, у Фонда также имелись законные основания для привлечения Общества к ответственности за несвоевременную уплату страховых взносов.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба ГУ - КРО ФСС РФ подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.12.2007 года в силу пунктов 3 и 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270, части 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - отмене; и принимает по делу новый судебный акт, отказывая в полном объеме в удовлетворении заявленных ООО “Черногорская автобаза“ требований.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного апелляционного кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Государственном учреждением - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово в лице филиала N 12, г. Прокопьевск по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей, подлежат взысканию с Общества с ограниченной ответственностью “Черногорская автобаза“ в пользу ГУ КРО ФСС РФ.

Руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 и 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 декабря 2007 года по делу N А27-8785/2007-5 отменить.

В удовлетворении требований ООО “Черногорская автобаза“ к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово в лице филиала N 12, г. Прокопьевск о признании незаконными требования N 70 от 22.06.2007 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов в размере 18 950 руб. 16 коп. и соответствующих сумм пени; и решения N 41 от 22.06.2007 года о привлечении страхователя к ответственности по п. 1 ст. 19 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ, ч. 1 ст. 122 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 3 718. руб. 03 коп., отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Черногорская автобаза“ в пользу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 12, г. Прокопьевск) судебные расходы по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:

ЖДАНОВА Л.И.

Судьи:

МУЗЫКАНТОВА М.Х.

УСАНИНА Н.А.