Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.12.2008 N Ф03-4200/2008 по делу N А51-2122/20075-59 Субъект РФ не обязан компенсировать расходы муниципального образования на финансирование оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, если муниципальное образование не возвратило в бюджет субъекта РФ средства субвенции, использованной не по целевому назначению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2008 г. N Ф03-4200/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Владивостока

на решение от 06.03.2008, постановление от 02.07.2008

по делу N А51-2122/20075-59

Арбитражного суда Приморского края

по иску администрации г. Владивостока

к администрации Приморского края

о взыскании 17 583 400 руб.

Администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском на основании ст. 16 ГК РФ к администрации Приморского края о взыскании за счет казны края 17 583 400 руб. убытков, причиненных невыделением субвенций из бюджета края на исполнение
государственных полномочий по реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, непосредственно несвязанных с учебным процессом, в связи с признанием решением Приморского краевого суда от 11.04.2005 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 200 “О краевом бюджете на 2005 год“ в части невключения этих расходов в состав расходных полномочий края недействующим.

Решением суда от 06.03.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.07.2008, администрации г.Владивостока в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебные инстанции пришли к выводу о том, что субъект Российской Федерации - Приморский край исполнил свои расходные обязательства по предоставлению в муниципальный бюджет г.Владивостока целевых субвенций в соответствии с Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2005 год“ (в редакции закона N 251-КЗ от 02.06.2005 с учетом решения суда от 11.04.2005) и постановлением администрации Приморского края N 113-па, поскольку спорная сумма была зачтена в счет подлежащей возврату в бюджет края суммы субвенций в составе 26 616, 4 тыс. руб., использованной муниципальным образованием не по целевому назначению.

Администрация г.Владивостока, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, в своей кассационной жалобе полагает их отменить, как необоснованные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку суд не учел, что в результате вынесения незаконного правового акта, не предусматривавшего выделения целевых средств в муниципальный бюджет на исполнение государственных полномочий и возникшего вследствие этого недофинансирования, администрация г.Владивостока вынуждена была выделить средства из муниципального бюджета на заработную плату техническому персоналу общеобразовательных учреждений за счет собственных доходов.

В заседании суда представитель ответчика, не согласившись с доводами кассационной жалобы, просил решение и постановление оставить без изменения. Представитель истца,
извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимал.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, заслушав в заседании суда возражения по ней представителя ответчика, проверив материалы дела и правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации“ (пп. 13 п. 2 ст. 26.3) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.

Соответственно, расходы, осуществляемые органами местного самоуправления в рамках переданной субвенции, производятся по нормативам, установленным законодательством субъекта РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ от 10.07.1992 имеет N 3266-1, а не N 3366-1.

Ф.И.О. государственные полномочия по вопросам образования урегулированы аналогично Законом РФ от 10.07.1992 N 3366-1 “Об образовании“, предусматривающих субвенции в бюджеты муниципальных образований на исполнение указанных государственных полномочий из бюджетов субъектов РФ.

Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 11.04.2005 по делу N 3-35 Закон Приморского края от 29.12.2004
N 200-КЗ “О краевом бюджете на 2005 год“ (в редакции от 04.02.2005 N 222-КЗ и Приложение N 19 к нему) в части фразы “непосредственно связанных с учебным процессом“ признан недействующим со дня вступления решения суда в силу с обязанием приведения его в соответствие с указанным федеральным законодательством.

Согласно Закону Приморского края от 02.06.2005 N 251-КЗ внесены изменения в вышеназванный закон и слова “непосредственно связанных с учебным процессом“ исключены, в результате чего, субвенция расходуется органами местного самоуправления на оплату труда как основного, так и технического, вспомогательного персонала по нормативам формирования фонда оплаты труда, установленного законом о бюджете, и по перечню должностей, утвержденному администрацией Приморского края. Аналогичные изменения внесены Постановлением администрации Приморского края от 21.06.2005 N 113-па в Порядок предоставления средств субвенций бюджетам муниципальных образований для выполнения отдельных государственных полномочий и их расходования в 2005 году.

Судом первой инстанции установлено, что в 2005 году субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды во исполнение указанных правовых актов Приморского края была передана из краевого бюджета в бюджет г.Владивостока в размере 595 282, 6 тыс. руб. В ходе проверки целевого расходования субвенции, направленной в первом полугодии 2005 года бюджету Владивостокского городского округа, установлено нецелевое использование субвенции в сумме 26 616, 4 тыс. руб., которое сложилось из-за превышения предельного фонда - 16% вследствие нарушения норматива, установленного законом о бюджете, выплаты зарплаты персоналу школ-садов, что подлежит финансированию из городского бюджета, иных нарушений, которая в силу
статьи 289 БК РФ подлежит изъятию в бесспорном порядке в бюджет края.

Как следует из распоряжений от 02.11.2005 Департамента финансов Приморского края, средства субвенции, использованные не по целевому назначению, были зачтены, в том числе 7 731, 89 руб. в счет финансирования г.Владивостока из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований, а 17 853,4 тыс. руб. - в счет компенсации расходов истца.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что установленной проверкой нецелевое использование администрацией г.Владивостока субвенции в размере 26 616,4 тыс. руб., было уменьшено на сумму расходов истца в размере 17 853,4 тыс. руб., подтвержден материалами дела.

Таким образом, обязанность администрации Приморского края компенсировать расходы муниципального образования в сумме 17 853,4 тыс. руб. была прекращена обязанностью муниципального образования г.Владивостока возвратить в краевой бюджет средства использованной не по целевому назначению субвенций на эту сумму, то есть путем зачета встречных денежных обязательств, что не противоречит статье 235 БК РФ.

Кроме того согласно отчету г.Владивостока за 2005 год о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях расходы, произведенные администрацией г.Владивостока в 2005 году на оплату труда (включая начисления) всех работников общеобразовательных учреждений (школы - 511394 тыс. руб., школы-интернаты - 19 687 тыс. руб., специальные (коррекционные) учреждения - 44041 тыс. руб. за счет субвенций составили 575122 тыс. руб.; расходы, осуществленные администрацией г.Владивостока на учебные и хозяйственные нужды, составили 4 726 тыс. руб. (отчет об исполнении расходов за счет субвенции по состоянию на 01.01.2006). Вместе с тем, из краевого бюджета субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных
общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных платежей, осуществляемых из местных бюджетов) была передана в бюджет г.Владивостока в размере 595 282,06 тыс. руб. (приложение 11 к Закону Приморского края от 14.09.2006 N 393-КЗ “Об исполнении краевого бюджета за 2005 год“).

В связи с чем размер выделенной субвенции превысил фактические расходы муниципального образования в области оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды.

Согласно отчетам администрации г.Владивостока по состоянию на 01.04.2005 и 01.07.2008 на счете финансового органа г.Владивостока оставался остаток неиспользованных средств субвенции в размере 11348,7 тыс. руб. и 15944 тыс. руб. соответственно.

С учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу об исполнении Приморским краем расходных обязательств по выделению субвенции из краевого бюджета в бюджет муниципального образования на финансирование оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, занимающихся воспитательными вопросами, уборкой и поддержанием зданий, организации питания, медицинским обслуживанием, подвозом учащихся, их охраной.

Поскольку истец не доказал причинение ему убытков изданием субъектом незаконного правового акта, суд правомерно отказал ему в иске.

Судом исследованы все имеющие отношение к делу обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.03.2008, постановление от 02.07.2008 по делу N А51-2122/20075-59 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.