Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 N 05АП-183/2008 по делу N А51-1420/2008-43-8 В соответствии Уставом железнодорожного транспорта РФ в случаях нарушения грузополучателем требований по очистке вагонов (цистерн), последний уплачивает перевозчику штраф.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2008 г. N 05АП-183/2008

Дело N А51-1420/2008-43-8

(извлечение)

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО “Трансбункер-Находка“

на решение от “31“ марта 2008 г. по делу N А51-1420/2008-43-8

Арбитражного суда Приморского края судьи Х.

по иску ОАО “Российские железные дороги“

к ЗАО “Трансбункер-Находка“

о взыскании 27 000 руб.

установил:

ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ЗАО “Трансбункер-Находка“ о взыскании 27 000 руб. штрафа за неочистку вагонов (цистерн).

Решением от 31.03.2008 с ЗАО “Трансбункер-Находка“ в пользу ОАО “Российские железные дороги“ взыскано 27 000 руб. Решение мотивировано доказанностью факта неочистки ответчиком вагонов.

Не согласившись с решением суда, ЗАО “Трансбункер-Находка“ обратилось
в суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя решение суда, ЗАО “Трансбункер-Находка“ просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о доказанности факта неполного слива мазута. Считает, что составленные акты общей формы и акты недослива не подтверждают то обстоятельство, что наличие остатков мазута в вагонах является следствием действий/бездействия грузополучателя. По мнению ответчика, документы, составленные на станции назначения - ст. Сухаревская Восточно-Сибирской железной дороги могут подтвердить лишь факт наличия остатков груза в вагонах-цистернах на момент их прибытия на станцию назначения, однако это не подтверждает тот факт, что в момент их передачи перевозчику в вагонах имелись остатки груза. Считает, что поскольку при приемке вагонов на ст. Рыбники акты общей формы не составлялись, то вагоны осмотрены и приняты перевозчиком без претензий. Кроме того, считает, что акты общей формы были составлены истцом с нарушением требований правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Заявитель ссылается на то, что законодательством не предусмотрена возможность составления актов общей формы для подтверждения неочистки вагонов грузополучателем по окончанию его транспортировки на станцию назначения.

Истец не согласен с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Решение проверяется в порядке ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца и ответчика, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, железная дорога приняла от ЗАО “Трансбункер-Находка“ порожние вагоны-цистерны N 73355810, N 73600272, N 73466773, N 75005330, N 73202939, N 74808205 из-под слива мазута для
пересылки со станции Рыбники Дальневосточной железной дороги на станцию Суховская Восточно-Сибирской железной дороги. По прибытии вагонов на промывочно-пропарочный пункт станции назначения установлен факт неполного слива вагонов-цистерн, о чем составлены акты о недосливе цистерн по форме ГУ-7а б/н от 12.10.2007, N 176 от 15.10.2007, N 174 от 15.10.2007, N 173 от 15.10.2007, а также акты общей формы N 332 от 12.10.2007, N 333 от 12.10.2007, N 335 от 15.10.2007, N 336 от 15.10.2007, N 337 от 15.10.2007, N 331 от 12.10.2007. Полагая, что наличие остатков груза в переданных ответчиком вагонах повлекло нарушение требований, установленных ст. 44 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ЗАО “Трансбункер-Находка“ штрафа, предусмотренного ст. 103 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“.

Изучив обстоятельства дела и оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности требований и признал их подлежащими удовлетворению. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что при разрешении спора суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами ст. 44 и ст. 103 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, Правилами очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 46, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными МПС России от 18.06.2003 N 45.

Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В силу ст. 44 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“
после выгрузки грузов вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи.

В соответствии с разделом 8 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом “Правила составления акта о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пути налива или на промывочно-пропарочной станции“ в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатками груза более нормы, установленной Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком, составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции. Акт подписывается уполномоченным представителем перевозчика, в нем указывается количество часов, в течение которых цистерна (бункерный полувагон) находилась под сливом, причем в указанный срок включается только время, затраченное на удаление остатков груза, без учета времени на пропарку и промывку цистерн.

В соответствии со ст. 103 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, в случаях нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 настоящего Устава, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

Суд оценил представленные железной дорогой в качестве доказательств нарушения ЗАО “Трансбункер-Находка“ обязательств по очистке цистерн акты о недосливе цистерн и указал о доказанности факта недослива мазута в вагонах-цистернах. Указанное нарушение является основанием для взыскания штрафа, предусмотренного ст. 103 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“. Правильность данного вывода ЗАО “Трансбункер-Находка“ документально не опровергло.

Возражения ответчика о недоказанности недослива ответчиком судом обоснованно не приняты, так как факт составления актов общей формы на станции Суховская Восточно-Сибирской железной дороги, а не на станции выгрузки не
опровергает сам факт нарушения грузополучателем требований ст. 44 УЖТ РФ. Законодательством не предусмотрена обязанность истца осматривать вагоны при выгрузке. В материалах дела имеются пересылочные накладные, в которых имеется отметка о том, что цистерна слита полностью, внутренняя поверхность котла очищена от остатков груза. В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправитель несет ответственность за последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных в пересылочной накладной.

При изложенных обстоятельствах решение суда признается законным, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Приморского края от 31.03.2008 по делу N А51-1420/2008-43-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.