Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.09.2008 N Ф03-А51/2008-2/3730 по делу N А51-3520/200830-99 Передача функций по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах третьему лицу не является основанием освобождения управляющей организации от ответственности за ненадлежащую организацию управления общим имуществом дома, в том числе за несоблюдение правил пожарной безопасности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2008 г. N Ф03-А51/2008-2/3730

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 03 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Советского района“

на решение от 30.05.2008

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008

по делу N А51-3520/200830-99 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Советского района“



к Отделу государственного пожарного надзора Советского района города Владивостока

о признании незаконным и отмене постановления от 26.03.2008 N 225

Общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Советского района“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора Советского района города Владивостока (далее - административный орган) от 26.03.2008 N 225 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 30.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт нарушения обществом требований пожарной безопасности, подтверждается материалами дела.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество в кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы привлечение общества к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ неправомерно в связи с тем, что оно не является субъектом ответственности.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18.03.2008 Отделом государственного пожарного надзора Советского района города Владивостока в ходе проверки общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Советского района“ установлено, что в помещениях жилых домов, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Угрюмова, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 5А нарушены требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ-01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“, а именно: помещения общего пользования в поэтажных коридорах жилого дома N 7 отгорожены горючими материалами, ограничен доступ к окнам дымоудаления. Стены коридора на путях эвакуации отделаны горючими материалами (п. 53); окна подвальных помещений частично открыты (п. 44); в тамбуре подъезда жилого дома N 5 отсутствует противодымные двери, предусмотренные проектом (п. 40); пожарные гидранты в количестве 3 штук на территории находятся в нерабочем состоянии (п. 89).

По результатам проверки 18.03.2008 составлен протокол N 225 об административном правонарушении, на основании которого 26.03.2008 главным государственным инспектором Советского района по пожарному надзору вынесено постановление N 225 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Советского района“ к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.

Проверяя на соответствие закону оспариваемое постановление, суды исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о нарушении ООО “УК Советского района“ требований пожарной безопасности и правомерном привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.



Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).

Между обществом с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Советского района“ и администрацией г. Владивостока заключен агентский договор 08.07.2005 N 064-1370/05 об оказании услуг по организации обслуживания общего имущества в много квартирных домах.

Пунктами 1.2, 2.2.3 агентского договора от 08.07.05 г. N 064-1370/05 установлено право Агента (ООО “Управляющая компания Советского района“) заключать договоры с третьими лицами в целях организации обслуживания общего имущества с многоквартирных домах с возложением обязанности Агента вести контроль за количеством и качеством предоставляемых подрядными организациями услуг.

В целях реализации предоставленных заявителю полномочий 01.06.05 г. между ООО “Управляющая компания Советского района“ и ООО ДВЖК “Заря“ заключен договор N 7, согласно которому заявитель поручает от имени и по поручению собственников жилищного фонда, а ООО ДВЖК “Заря“ принимает на себя обязательства по выполнению работ и услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту мест общего пользования жилищного фонда Советского района.

При этом ООО ДВЖК “Заря“ является подрядчиком на выполнение обязательств по исполнению работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несет ответственность по гражданско-правовым обязательствам в рамках договора в соответствии с главой 6 договора на техническое обслуживание, санитарное содержание и ремонт жилищного фонда от 01.06.05. N 7.

Из изложенного следует, что именно ООО “Управляющая компания Советского района“ является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности жилого дома по ул. Адмирала Угрюмова, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 5А в г. Владивостоке.

Передача функций по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах ООО ДВЖК “Заря“ не освобождает ООО “Управляющая компания Советского района“ г. Владивостока от ответственности за ненадлежащую организацию управлением общим имуществом в многоквартирных домах, в том числе и в части обеспечения соблюдения требований противопожарной безопасности

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене постановления административного органа от 26.03.2008 N 225.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу N А51-3520/200830-99 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.