Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2008 N Ф03-А04/08-1/1475 по делу N А04-7529/07-23/173 Требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за газ льготным категориям граждан в спорный период, подлежит удовлетворению за счет средств казны РФ, если выделенных на эти цели из федерального бюджета денежных средств оказалось недостаточно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2008 г. N Ф03-А04/08-1/1475

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 3 июня 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области

на решение от 26.12.2007

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008

по делу N А04-7529/07-23/173 Арбитражного суда Амурской области

по иску общества с ограниченной ответственностью “Белогорскгазсервис“

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Отделу социальной защиты населения Администрации Серышевского района

третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Финансовый отдел
Администрации Серышевского района, ООО “Серышевский газ“

о взыскании 108 848 руб. 80 коп.

Общество с ограниченной ответственностью “Белогорскгазсервис“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Отделу социальной защиты населения Администрации Серышевского района о взыскании 108 848 руб. 80 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за газ льготным категориям граждан.

К участию в деле в качестве третьих лиц, незаявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Финансовый отдел Администрации Серышевского района, ООО “Серышевский газ“.

Решением от 26.12.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008, исковые требования истца удовлетворены в полной заявленной сумме.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в которой заявитель просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и несоответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании директор ООО “Белогорскгазсервис“ и его представитель с жалобой не согласились и просили судебные акты оставить без изменения.

Другие участники судебного процесса не явились, несмотря на надлежащее извещение.

Как следует из материалов дела, ООО “Белогорскгазсервис“ предоставлено населению Серышевского района льгот в виде уменьшения размера оплаты за газ за периода с марта по декабрь 2007 года в сумме 108 848 руб. 80 коп., из них в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации“ в сумме 72 299 руб., с законами Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“, от 19.01.2005 N 408-ОЗ “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ в сумме 36 549 руб. 80 коп.

Ввиду невозмещения расходов на сумму 108 848 руб. 80 коп. ООО “Белогорскгазсервис“ обратилось с настоящим иском в суд.

Размер предоставленных истцом льгот по оплате за газ в спорный период гражданам по указанным законам подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.

Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (п.п. 1, 18 Постановления).

Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов
ведения бюджетов всех уровней, ФЗ “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О федеральном бюджете на 2007 год“, Законом Амурской области “Об областном бюджете на 2007 год“, а также пунктами 17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Серышевского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 108 848 руб. 80 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, доводы, изложенные в жалобе, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, поэтому оснований к их отмене и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 26.12.2007, постановление от 03.03.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-7529/07-23/173 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.